Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Как ненасилие защищает государство» П. Гердерлоос (Читательский дневник)


1. Питер Гелдерлоос

2. «Как ненасилие защищает государство»

3. Для 11 класса

4. Роман

5. Книга была выпущена в 2014 году. Время мрачной ситуации в мире. Впрочем, актуальность книги вечна.

6. Действие произведения происходит на планете Земля. Представлены различные примеры социальных протестов, происходящих в разных уголках мира.

7.


Главным героем является автор, подмечающий разрушительные тенденции, направленные на порабощение людей государством. И пытающийся это как-то изменить — не только словами, но и действиями.

8. Книга разделена на несколько частей: ненасилие неэффективно; ненасилие имеет расистский характер; ненасилие этатично; ненасилие патриархально; ненасилие ущербно и стратегически; ненасилие обманывается; альтернатива: возможности революционного активизма. К каждой части прилагаются ссылки на источники информации.

В государстве ведь трудно договариваться — чем больше территория, тем больше разногласий, ведь каждый тянет одеяло в свою сторону. Все хотят жить лучше и беспечнее. Создать идеальную зону комфорта. И для этого использует разные методы — кто-то насильственные, а кто-то ненасильственные. И главное — никто не остаётся в стороне, невозможно оставаться нейтральным. Мы уже находимся в несокрушимой иерархии — на той или иной ступени. И если вы отказываетесь это признавать — это ничего не значит: выбор уже сделан за вас. Но речь сейчас не об этом. Изначально было понятно, что ненасилие бесполезно — ведь те, кто сильнее, привык наглеть в своей силе. И рассчитывать на совесть и благородство по отношению к слабым не приходится. Банальный пример — крепостное право и рабство в США. Да, некоторые владельцы задумывались — что-то не так, но подавляющее большинство было вполне довольно ситуацией. «Элиту нельзя уговорить воззваниями к их совести. Отдельных людей, готовых задуматься и прийти к лучшей системе ценностей, - уволят, сместят, заменят, отзовут, убьют.» Только когда появилась угроза в лице взбунтовавшихся, начали проводиться реформы. Ведь если не реформа, то только революция может что-то изменить — а это сильным мира сего весьма не выгодно.

А теперь хотелось бы упомянуть моменты в книге, которые меня впечатлили. И мои комментарии к ним:

1) Терроризм осуждают, а бомбы, скидываемые на мирные города, допускают. Что делать людям, которые по силе и ресурсам значительно слабее нападающих государств? Беспрекословно становиться рабами (что и произошло с государствами, которые оказались колониями Португалии в 19 веке)? Но вроде варварские времена должны были пройти к 21 веку... по логике событий. Однако не всё так просто — всегда будут находиться те, кто захочет подчинить тех, кто слабее. И подчинить грубо и жёстко. Терроризм — это лишь сотая доля того, что переживают некоторые государства постоянно. Только не подумайте, что я одобряю такие разрушительные акты. Ни в коем случае. Такая попытка бороться со злом лишь ухудшает ситуацию, лишь приумножает зло. Поскольку страдают ни в чём неповинные люди. Что вынуждает их оказывать ответное сопротивление. И принцип «око за око» становится безостановочным. Вероятно, до исчезновения человечества. Но всегда нужно помнить о причинах, которые толкают людей на столь ужасные поступки.

2) Что делать с коренными народами, которые сознательно и принципиально отказались от участия в массовом безумии, называемой эрой потребления? Решительно отстранившиеся от урбанизации и современных новшеств общества. Им ведь тоже жить хочется... сохраняя свои традиции и уникальный образ жизни. Но нет... монополия беспощадна. А люди даже не задумываются об этом. Конечно, ведь нас это не касается... Только вот в чём проблема: когда проблема коснётся нас, заступаться будет больше некому: и мы канем в небытие, как и другие меньшинства — незаметно и бесследно.

3) Как часто можно услышать, что жертва сама виновата — заслужила или более того: напросилась... будто кто-то жаждет быть «мальчиком для битья». Как же мы боимся любого проявления силы... И если кто-то смог дать отпор могущественному врагу... мы лишь громче кричим о вине несчастного, которому пришлось обороняться. Почему? Неподвластная сила страшна, даже если правда на её стороне. «Вопрос в том, чьё насилие нас больше пугает и на чьей стороне мы стоим.»

4) «Ненасилие подразумевает, что для женщины безнравственно отбиваться от нападающего или изучать самооборону.» Мы привыкли работать с последствиями — различные центры помощи, линии поддержки, групповая терапия. Но никогда с первоисточником. Сначала мы принимаем за должное патриархальное устройство государства, принижаем роль женщины в обществе, требуем соответствия каким-то рафинированным стандартам, а потом удивляемся — отчего это женщины так редко заступаются за себя. Наверно, слабый пол... Нет, слаб здесь только мозг человека, утверждающего подобное. Что взращиваем, то и собираем. Что воспитываем, то и получаем.

5) Образование — очень специфическая штука. Бедные (те, кто не может позволить себе необходимых условий для гармоничного обучения и развития) почти его не получают и продолжают свой бесцельный образ жизни, повседневное копчение воздуха своим существованием. Средние и богатые перегружены информацией. Каждодневно их убеждают в правомерности нынешней системы. Программирование людей на повторение режима. К чему преобразовывать, когда можно использовать уже имеющееся? Хотя... чем хуже одним — тем лучше другим. Иногда преобразование заходит в совсем мрачную сторону. Холокост, например...

6) Гласность не даёт нам власти и она не равна свободе. Это лишь внешний показатель какой-то эфемерной борьбы. На самом деле знание является силой лишь в руках тех, кто ею руководит.

7) Знаете, чем плохи митинги? Помимо того, что их демонизирует власть в глазах сторонних наблюдателей... Шествия создают иллюзию действия, будто кто-то уже занимается проблемой. А значит, остальным можно не вмешиваться. Это эффект Китти Дженовезе. Кто-нибудь слышал эту историю? На неё напали. Она звала на помощь, но никто не отзывался. Хотя многие видели, что происходит. Но никто не вмешался. Даже не вызвал полицию. И Китти умирала под ударами ножа — под взором людей. А убийца скрылся с места преступления — конечно, никто его не задержал. «Да, все мы должны бояться злых людей. Но есть другая разновидность зла, которой мы должны бояться больше всего — это равнодушие честных людей.»

Вывод? А всё просто: если руку пожирают микроорганизмы, и на вид это сплошное гноящееся чёрное месиво... Возможно, стоит всё-таки стоит обратиться к хирургу. Да, жалко рубить с плеча... особенно если на кону дающая и кормящая рука... Но жизнь человека дороже. И мы не спрашиваем — насколько правомерны действия специалиста. Хотя он вторгается в личное пространство, терзает живую плоть. Но учтите — мы не сомневаемся в жестокости и безумстве маньяка, который вследствие психологических нарушений решает, что весь организм является ядом и требует уничтожения...

9. Книга потрясающая - очень глубоко исследована тема ненасилия. К примеру, его связь с патриархатом и сексизмом. Или о том, почему говорят о мирном Ганди, но забывают, что нападающие просто испугались революции и решили пойти на уступки.. впрочем, Индии это особо не помогло - до сих пор это страна третьего мира, нагло эксплуатируемая более развитыми мировыми соседями.

Насилие неизбежно. Способность и желание защищаться необходимы. Одобряю ли я принцип: в борьбе все средства хороши? Слишком много неповинных людей оказываются вовлечёнными в массовый беспредел. Пусть и не безосновательный. Далеко не все готовы идти на жертвы. Все мы боимся за своих близких. Никто не хочет терять тот зыбкий уголок счастья, который удалось выхватить и сохранить... по крайней мере в данный момент. Живи и дай жить другим. Почему абстрактные теории препятствуют гармоничному развитию человека, его полноценной жизни? Я считаю, каждый человек должен стремиться к одному — к адекватному и уважительному восприятию людей и себя.

Я хочу процитировать Виктора Цоя: «И мы знаем, что так было всегда, что Судьбою больше любим, - кто живёт по законам другим и кому умирать молодым. Он не помнит слово «да» и слово «нет». Он не помнит ни чинов, ни имён. И способен дотянуться до звёзд, не считая, что это сон. И упасть, опалённым Звездой по имени Солнце.»

Только те, кто действительно чувствует в себе внутреннюю убеждённость и искреннее стремление к восстановлению справедливости на уровне общественных институтов и отношений, могут и должны вмешиваться в события. Это должен быть сознательный выбор человека, не продиктованный никем извне.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 20:52:07
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение