Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Влияние античности на русскую литературу (О литературе)

Влияние Античности прослеживается еще в древнерусской культуре, хотя и опосредованное — через Византию и Европу. С. И. Радциг в статье «Античное влияние в древнерусской культуре» пишет о том, что сначала это влияние было в основном греческим, а после падения Византии в эпоху европейского Возрождения наблюдается распространение знания римской культуры и латинского языка.

В. В.Потапов в статье «Деятельность братьев Иоанникия и Софрония Лихудов в России» анализирует миссионерскую и просветительскую роль ученых монахов, ставших первыми преподавателями Славяно-греко-латинской академии.

Обучение в этой академии повлияло на филологические интересы и поэтическое творчество

М. В. Ломоносова, о чем пишет И. М. Нахов в статье «Ломоносов и Античность (к 200-летию со дня смерти)». Михаил Васильевич пробовал свои силы во многих античных жанрах, почитаемых классицизмом (эпосе, трагедии, идиллии, эпиграмме и др.) и часто обращался к античным сюжетам и мифам.

Античное влияние обнаруживается и в творчестве М. М. Хераскова. А. И. Любжин в статье «“Россиада”

М. М. Хераскова и античная эпическая традиция» писал о том, что русский поэт знакомился с античным эпосом по французским переводам, заимствуя многочисленные поэтические образы и картины не только из греческих и римских поэтов (Гомер, Вергилий, Овидий, Лукан, Геродот, Клавдиан, Гораций).

А. А. Тахо-Годи в статье «Античные источники и стиль трагедии Тредиаковского “Дейдамия”» пишет о том, что в этой трагедии обнаруживается глубокая работа над античными источниками, в частности, это проявляется нехарактерном для классицизма, но типичном для античности тройном конфликте.

А.А.Тахо-Годи в статье «Античные мотивы в поэзии Державина» приходит к выводу, что античные образы у этого русского поэта воспринимаются не условно, как это часто наблюдалось в классицизме, а очень живо.

Таким образом, уже в XVIII веке многие русские авторы обращаются к античному наследию.

Безусловно, особого внимания заслуживает влияние античности на творчество А.С.Пушкина. А.А. Тахо-Годи в статье «Жанрово-стилевые типы пушкинской античности» отмечает прежде всего привязанность поэта к Катуллу, Горацию, Овидию, Тибуллу.

О. Н. Рылова пишет о том, что лицейские опыты А. С. Пушкина связаны с поэтическими штудиями из Горация, Овидия, а особенно Анакреонта, но не менее востребованной для него была и античная мифология.

В 1820-е гг. у поэта возрос интерес к античным историкам Тациту и Аврелию. В пушкинском творчестве возник ряд произведений, где он попытался изобразить античную культуру в соотношении с историей России, показать, что античные сюжеты и образы могут служить для выражения очень современных идей.

К «античным» относятся стихотворения Пушкина, которые воспроизводят мотивы античной литературы («К Лицинию», 1815); содержат описание или оценку лиц и событий древней истории и мифологии («Прозерпина», 1824); сюжетно не связаны с античностью, но насыщены античными образами

(«Ф. И. Глинке» («Когда средь оргий жизни шумной...»), 1822); переводы и переложения древних авторов («Мальчику», 1832).

Л. А. Фрейберг в статье «Тютчев и Античность» показывает, что опоэтизированные мифологические образы («ветреная Геба», «чертог волшебных, добрых фей») в поздних стихотворениях сменяются глубокой и серьезной разработкой античных образов («Цицерон», «Silentium»), к концу пути усиливается трагизм, свойственый греческой трагедии («Кончен пир» и «Два голоса» – 1850).

В первой половине XIX века были осуществлены самые известные переводы гомеровского эпоса: Гнедич перевел «Илиаду», Жуковский - «Одиссею».

С. И. Радциг в статье «Гоголь и Гомер» отмечает, что интерес к древности прежде всего отразился в юношеской поэме писателя «Ганс Кюхельгартен». Увлечение Гомером, его эпическим повествованием особенно сильно проявилось у Гоголя позже, во время работы над «Тарасом Бульбой» и «Мертвыми душами». Детальные описания батальных картин, героизация событий, подробное изображение сцен смерти, обилие поэтических сравнений – все это могло быть вызвано влиянием гомеровского образца.

В произведениях И. С. Тургенева и И. А. Гончарова герои часто сравниваются с античными образами. Например, Д. С. Мережковский писал о способности И. А. Гончарова видеть мир глазами античного человека, стремящегося привести к гармонии окружающий мир, наполнить его красотой и идиллией. Он одним из первых назвал Гончарова «Гомером русской помещичьей жизни». Неоднократно к античной культуре обращался и И. С. Тургенев. В его произведениях очень много античных мотивов и реминисценций.

Т. Г. Мальчукова в статье «Достоевский и Гомер» отмечает, что реминисценции из Гомера у Достоевского превосходят даже по количеству в сравнении с другими древними авторами. Писатель всю жизнь сохранял восторженное отношение к «Илиаде», его привлекали героические характеры. Реминисценции из «Одиссеи» достаточно редки и всегда опосредованы; таков, например, дважды упоминаемый в ранних произведениях знаменитый образ «дым отечества». Опосредованные гомеровские реминисценции присутствуют и в романе «Подросток». Достоевский верил в личность Гомера, и ему были близки идеи сопоставления Гомера с Христом и чужда распространенная трактовка поэм Гомера как воплощения отошедшего навсегда детства человечества.

Влияние античности испытали на себе многие поэты Серебряного века, в первую очередь — символисты.

Символистам античность представлялась универсальной праосновой культурно-исторического целого, одновременно являясь темой философского анализа и предметом художественного изображения. Расцвет античности в глубоко проникновенном духе типичен для творчества символистов — Вяч. Иванова, И. Анненского, Ф. Сологуба. В значительной степени с античным наследием связано творчество Вяч. Иванова и Вл. Соловьёва. Так, по мнению философа Б. В. Межуева, в центре главной философемы Вл. Соловьева — Софии лежат эллинистические корни.

В лирике В. Брюсова образы античных богов и героев приобретают аллегорическое значение и становятся носителями устоявшегося иносказательного значения. Брюсов создал оригинальные образы Рима и Греции, хотя, по собственному признанию поэта, Греция оставалась им до конца не изведанной. Брюсов не владел греческим языком и потому не мог изучать греческих авторов, но знал латынь. Это объясняет яркие и емкие латинские названия его сборников: «Me eum esse», «Urbi et orbi», «Tertia Vigilia»», «Mea», «Stephanos и др.

Поэт и философ М. Волошин в своей лирике обращался не только к мифологии, но и к философии, религии. В его поэзии и прозе часто встречаются имена знаменитых античных деятелей: Гомера, Цицерона, Платона, Плотина, Эсхила, Тацита и др., а также имена богов и героев античных мифов. Мифы, смешанные с философскими исканиями древних, в творчестве М. Волошина выражают разные духовные и душевные переживания поэта, служат базой порождения новых смыслов и символов, становятся средством интерпретации окружающей действительности.

Значительное влияние античности обнаруживается в творчестве Осипа Мандельштама. Уже в первом сборнике «Камень» (1913) проявилась тяга к античности в поэтических образах. К примеру, в стихотворении Silentium (1910), пытаясь найти «первооснову жизни» - стержень, который соединяет эпохи, поэт обращается к далеким временам: «…Останься пеной, Афродита, / И слово в музыку вернись, / И сердце сердца устыдись, / С первоосновой жизни слито!»

Одно из самых знаменитых «античных» произведений Мандельштама - «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (1915). В нем звучат слова, ставшие своеобразным лозунгом мандельштамовской поэзии раннего периода: «...И море, и Гомер - всё движется любовью».

Даже в тяжелые годы революционных перемен в поэзии Мандельштама продолжают звучать античные мотивы: «Золотое руно, где же ты, золотое руно?», «Одиссей возвратился, пространством и временем полный» и т.д.

1940-е гг. античность в отечественной литературе умолкла практически на 70 лет, хотя в эти годы наблюдался интерес к античности в науке (С. С. Аверинцев, Б. М. Гаспаров, А. Ф. Лосев, В. Н. Ярхо и др.).

Только в 1990-е и 2000-е гг. в русской литературе «мода» на античность вновь возвращается. Российские авторы: Е. Шварц, Т. Толстая, С. Довлатов, В. Маканин, Д. Самойлов, Л. Петрушевская, Б. Акунин - снова обращаются к античной культуре для воссоздания идиллического мира гармонии и красоты.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.