Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнительный анализ программ разных УМК по трудовому обучению и ИЗО в начальной школе (Воспитание и уход за детьми)

На сегодня для начальной школы создано несколько разных программ по ИЗО и технологии.

Так, технологию часто ведут в младших классах по программе Л. В. Занкова и "Школа 2100". Сравнивая две программы, можно обнаружить, что в обеих в 1 классе предусмотрены работа с пластилином, работа с природными материалами, поделки из бумаги, шитье, конструирование и моделирование. Правда, в программе Занкова предусмотрены также лепка из снега и плетение.

Подход к художественному труду в этих программах различается. В программе Занкова основной упор делается на узнавание как можно большего числа разных техник с одними и теми же материалами. Например, в 1 классе в работе с пластилином дети не только знакомятся с конструктивным способом лепки (создание фигур из заранее приготовленных частей), но и учатся "рисовать" жгутиками из пластилина, печатать узоры на пластилиновой основе, создавать аппликации из пластилина.

В программе "Школа 2100" дети более глубоко осваивают конструктивный способ лепки, создавая разные фигуры: цыпленка, лошадку, музыканта и пр. В обеих программах предусмотрены беседы с учениками и совместные наблюдения за свойствами материалов.

На мой взгляд, программа Занкова в большей степени направлена на развитие творческих способностей учащихся, поскольку с каждым материалом он получает возможность выполнять разные действия, получает навык использования разных техник. Это дает ребенку чувство внутренней раскрепощенности: он готов в любом материале видеть потенциал, понимает, что с любым предметом можно экспериментировать - и ребенка за это не осудят.

Что касается программы по ИЗО в 1 классе, программы "ПНШ" и "Школа России" тоже несколько по-разному подходят к процессу приобщению детей к искусству.

"Школа России" направлена на ознакомление учащихся с тремя видами художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной. Сначала дети учатся передавать свои зрительные, слуховые, эмоциональные впечатления в образах с помощью разных техник (рисование из "пятен", гуашью, карандашом, лепка из глины). Затем дети учатся украшать разные предметы и интерьер (раскрашивание рисунков, аппликации, поделки из бумаги и бросового материала). Потом дети знакомятся со строительством: рисуют дома, город, строят здания из бумаги, коробочек, пластилина. Наконец, завершающие уроки помогают обобщить полученные знания и навыки и понять, что три вида художественной деятельности тесно связаны между собой. Все это происходит обычно в игровой форме, с привлечением воображаемых геров-спутников обучения, без использования сложных искусствоведческих терминов, поэтому должно быть достаточно легко и с интересом воспринято учащимися. Как видим, в данной программе изобразительное искусство и художественный труд объединены, а потратить на него учебного времени учитель может от 30 до 60 часов в год (1-2 часа в неделю).

В программе "Перспективной школы России" также, несмотря на преобладание уроков ИЗО, есть занятия, которые относятся другими программами к художественному труду (технологии): лепка из глины и пластилина, создание аппликаций. Как и в программе "Школа России", труд и ИЗО здесь объединены, но для 1 класса предусмотрен только 1 час в неделю. На мой взгляд, программа более традиционная и менее разносторонняя, чем программа "Школа России". Почти все уроки здесь строятся по одной модели: дети с учителем обсуждают какой-то образ (например, матери), смотрят на картины с этим образом (например, изображения Богоматери), затем пытаются сами изобразить что-то подобное. В итоге в течение года они пробуют нарисовать очень много разных объектов: свой дом, свою семью, своих друзей, домашних животных, однако такой подход едва ли способствует творческому подходу к действительности, потому что дети не фантазируют, не экспериментируют, выполняют работу по образцу.

На мой взгляд, соединение ИЗО и труда в один предмет оправдано, хотя в таком случае, как можно заметить, "не у дел" оказываются шитье и вышивание. Кроме того, как правило, вдвое сокращается число занятий. Сравнив программы Занкова и "Школа 2100", я отдаю предпочтение первой как более увлекательной и направленной на развитие творческих способностей детей. Между программами "ПНШ" и "Школа России" я отдаю предпочтение второй по тому же критерию

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском