Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




От чего зависит успех исследования в ДОУ? (Воспитание и уход за детьми)

Но как сделать исследование успешным? Какие условия влияют на это?

Во-первых, важно предоставлять детям самостоятельность и относительную свободу. В процессе проектирования дети должны были выступать как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи до получения результата.

Так, нужно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только выступать в роли наблюдателя. Например, при работе над проектом "Деревья нашего участка" М.Ф.Сахаутдинова рекомендует, чтобы каждый ребенок имел возможность потрогать дерево, понюхать его кору, попробовать вытащить его из земли, рассмотреть насекомых на его коре и листьях2.

Также очень важно при подведении итога исследования помочь ребенку самостоятельно сделать вывод (промежуточный или итоговый). Помочь сделать это ребенку можно с помощью вопросов. Например: Попробуй вытащить дерево из земли? Получается? Почему? Что это значит? Какие корни у дерева? как они располагаются под землей?3 Конечно, это требует гораздо больше времени и терпения, чем самостоятельно сделать вывод и преподнести его ребенку в готовом виде.

Но только такой подход поможет ребенку сохранить субъектную позицию до окончания работы над проектом и будет мотивировать на дальнейшую исследовательскую деятельность.

На мой взгляд, крайне важно, чтобы проект реализовывали прежде всего дети, а не педагоги с родителями. Ведь на деле получается так, что многие этапы проекта выполняются дома родителями: они ищут и распечатывают нужные сведения, выращивают растения на подоконнике, чтобы потом отнести в детсад и т.д. Такой подход делает метод проектов неэффективным, поскольку исследовательские способности должны развиваться у воспитанников ДОУ, а не у их родителей.

Во-вторых, проект должен быть актуальным для детей их возрастной группы, в нем должна присутствовать интересная для детей, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. Например, школьникам средней группы еще не понятны многие химические опыты, однако опыты со льдом в основном знакомы. Поэтому можно включить в проект такой исследовательский этап, как изучение поведения айсберга в воде. Детям предлагается понаблюдать за льдом в форме айсберга в воде и сделать выводы о том, как ведет себя настоящий айсберг в океане4. Такое наблюдение может быть этапом большого "путешествия" на Северный полюс.

Возраст нужно учитывать не только в связи с выбором темы, но и в связи с разным уровнем развития проектных умений на разных этапах. Так, Е.Евдокимова выделяет следующие уровни:

1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет)

2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни)

3. Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений)5

Движение от одного уровня к другому подразумевает все меньшую опору детей на воспитателя на разных этапах реализации проекта, все большую вовлеченность в самостоятельную деятельность.

В-третьих, исследовательская работа должна действительно содержать для детей элемент новизны. Например, если дошкольники уже имели опыт посадки какого-то растения, само по себе это уже не ново. Но можно реализовать такой проект, в рамках которого каждый ребенок будет выращивать свое растение и будет возможность рассказать именно о своем опыте и поделиться им с другими детьми, сравнить, какого ухода требуют разные растения, с какой скоростью растут, насколько прихотливы. Так, А.З.Ибрагимова и С.В.Костылева предлагают озеленить чуть ли не всю территорию детского учреждения в рамках экологического проекта "Маленькая страна чудес"6.

Наконец, реализация проектов всегда подразумевает оформление результатов исследовательской деятельности. По мнению И.С. Сергеева7 проект – это «пять П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

В дошкольном учреждении эти этапы, безусловно, упрощены, но все равно детей нужно приучать не просто находить ответы на разные вопросы, но и оформлять итоги соответствующим образом: в виде стенгазеты, устного сообщения, презентации выращенного растения или рисунка. На мой взгляд, оформление результатов проекта в дошкольном возрасте должно соответствовать особенностям развития ребенка. Как минимум странно, когда дошкольники готовят обширные доклады, набранные на листах А4, или компьютерные презентации со слайдами. Очевидно, что это не самостоятельная работа

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.














cach/desc1/62078.html