Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Вопросы и задания к пьесе «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)

1. Чем необычны персонажи комедии?

На фоне героев, созданных литературными предшественниками А.П. Чехова, очень непривычно выглядят образы господ и «подчинённых». После отмены крепостного права прошло значительное время, и распределение богатств несколько поменялось. Интересно, что и господа, помнящие о крепостничестве, и их бывшие мужики между собой общаются с какой-то необыкновенной нежностью, теплом и почтением. Персонажи с трезвым рассудком не выказывают пренебрежения к другим, некогда или в настоящее время низшим слоям.

Несмотря на то, что перед нами комедия, на первый взгляд очевидно комичных персонажей нет.

Они достаточно серьёзны и обаятельны, переживания и проблемы их объяснимы, заслуживают сочувствия и сострадания. Возможно, старого Фирса сочтут за героя комедии, но его любовь к барству не доходит до абсурда. По этой причине трудно не испытывать щемящей грусти к его почтенному старческому маразму и не ужасаться подсознательной глубиной и ядовитостью рабской психологии.

2. Какие стилистические элементы присутствуют в первом действии?

В начале пьесы, до прибытия господ, паузы прерывают чуть ли не каждые 10 строк реплик, а далее они встречаются значительно реже. Этот приём используется, чтобы показать разобщённость персонажей, пустоту и неполноценность усадьбы без господ.

Очень обрывиста речь Епиходова и всех прибывших в момент встречи с домом и жившими тут людьми. Обрывки фраз и повторы передают волнение, возбуждение, смесь чувств и постоянную смену настроений.

3. Какую роль играют второстепенные персонажи (Шарлотта, Епиходов)?

Второстепенные персонажи не оказывают существенного влияния на развитие сюжета, но их фразы и поступки составляют обстановку, в которой существуют главные герои, дополняют картину эпохи, договаривают невысказанные мысли.

Епиходов самолюбив, обожает громкие слова, громоздкие фразы, неуместные речевые обороты. Он вроде бы красиво и складно говорит, но временами никто его не понимает. Его прозвище «22 несчастья» соотносится с несчастьем, постигшим Раневскую и её богатство.

Шарлотта – персонаж довольно печальный. Не знает, кто она, зачем она, откуда пришла и куда идёт. Она олицетворяет подвешенное, нестабильное положение главных героев и высказывает в монологах всё то, что остальные боятся и не способны озвучить.

4. Почему А. П. Чехов отмечает возраст только трёх действующих лиц?

Возраст указывается только у трёх персонажей: Ане – 17 лет, Варе – 24 и Фирсу – 87. Аня ещё оченб молодая, юная, полная восторгов. Она готова слушать и впитывать прогрессивные идеи Трофимова. Варя заботливая и уже расписавшая свою жизнь наперёд. Девушка знает,зачем в этом мире, на сколько и что будет дальше: « Выдать бы тебя за богатого человека, и я бы тогда была покойна, пошла бы себе в пустынь, потом в Киев…». Фирс, очевидно, самый старый герой. Он являет своим образом все стереотипные пережитки прошлого.

Возраст остальных героев, на мой взгляд, не указывается потому, что у них нет целей и стремлений, они не знают, за что хвататься, чтобы решить свои проблемы. Возраст – это в определённой мере – показатель статуса, достижений, и если в жизни он есть у всех, то в книге и пьесе возраст нужно заслужить.

5. Что является сквозным мотивом пьесы?

Пьеса строится на конфликте поколений. С одной стороны – успешный, богатый Лопахин, не лишённый человечности, но больше склонный верить голосу разума, рационализма. С другой – обедневшее дворянство, цепляющееся за своё прошлое, по-детски гордое и расточительное. Оно себя изжило и неминуемо должно смениться, поэтому сквозным мотивом пьесы является мотив перемен, обновления к лучшему.

Вокруг какого события разворачивается первое действие пьесы? Почему оно так важно для автора?

Центральным событием первого действия является приезд Раневской, Гаева, Ани, Яши и Шарлотты. Через переживание за них и ожидание прибытия раскрываются другие персонажи, их связь с имением и семьёй:

Лопахин. Едут, в самом деле. Пойдём встречать. Узнает ли она меня? Пять лет не видались.

Дуняша (в волнении). Я сейчас упаду… Ах, упаду! <...>

Фирс. <...> Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть можно… (Плачет от радости.)

Это показывает тонкости социального положения, мировоззрения и психологии действующих лиц.

Приезд для господ – это стресс, усталость и потому встреча с родными местами гипертрофирована, она вызывает у приезжих преувеличенные, но искренние эмоции:

Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (плачет.) <...>

Гаев. <...> Дорогой, многоуважаемый шкаф!

В этом состоянии они придают небывалое духовное значение вещам и материальным объектам, пусть даже изжившим себя, поэтому Раневскую и Гаева в сильное недоумение, отрицание и ступор приводит новость о необходимой участи вишнёвого сада.

Приезд героев важен для автора, так как он является ключевым, опорным событием для восприятия и понимания героев до появления главной конфликтной точки – продажи вишнёвого сада.

6. Почему Гаев и Раневская оказались не способными спасти имение?

Гаев и Раневская оказались не способны спасти имение, потому как с детства не научились самостоятельности. За ними всегда бегал Фирс:

(чистит Гаева щёткой, наставительно). Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!

Настроение брата и сестры очень переменчиво. Когда в пору развить бурную деятельность и что-то предпринять: они устраивают бал: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего…» - пусть и сами понимают, что ведут себя не по ситуации, но и это удручает их недолго, не мешая веселиться.

С восторженной радостью и трепом они приезжают и с теми же чувствами и с лёгкостью вдобавок уезжают обратно. Они не злые и не плохие, но крайне инфантильны, сентиментальны и легкомысленны. Они могу т сильно переживать и беспокоиться, но если проблему не решают третьи лица, то переживания им наскучивают, а жизнь продолжается.

Что поражает вас в делах и поступках Раневской и Гаева?

Поразительным в поступках и делах Раневской и Гаева является непостоянство и бездеятельность, отсутствие реализма и рациональности в восприятии происходящего. Они ждут, что проблему решит или Лопахин, или ярославская бабушка. Раневская говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала», восклицает, смеясь от радости: «О сад мой!», но сорит деньгами и устраивает бал в тот вечер, когда решается судьба ее имения.

Гаев по сравнению с обаятельной фигурой Раневской выглядит комично. Он и есть недотёпа, как многих называет Фирс. Он посвящает целую поздравительную речь шкафу, но не способен правильно и по погоде одеться, и тем более решить серьёзные финансовые проблемы.

Какие перемены и почему происходят в нашем отношении владельцам вишнёвого сада?

Первое их появление пропитано нежностью к дому, к имению и к его обитателям, к вишнёвому саду: «Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты ещё жив».

Сначала читатель видит твёрдое желание персонажей сохранить сад, ждёт решений, инициативы от Раневской и Гаева, надеется на неожиданную спасительную идею. Но с развитием сюжета все громкие слова превращаются в пустую болтовню, и невольно начинаешь подозревать героев в лицемерии, особенно, когда эти «добрые» люди забывают старого Фирса в заколоченном доме.

7. Проследите, как они ведут себя в ситуациях подлинно драматических?

В момент разговора про личную жизнь Раневская выглядит глубоко несчастной и признаётся, что у неё «камень на шее», но, когда растроганный Трофимов сквозь слёзы восклицает: «ведь он обобрал вас!», Любовь Андреевна закрывает уши, закрывается от проблем, настойчиво не хочет искать выхода из драмы в своей жизни. Когда она узнаёт о продаже вишнёвого сада, то чуть не падает, «угнетена» и горько плачет. Здесь становится грустно и жалко героиню за нелёгкую судьбу, но кто виноват в этом?

Гаев, хоть и плачет, хоть и «столько выстрадал», но, как только он слышит звуки бильярдной игры, настроение его сразу меняется: «Слышен стук шаров и голос Яши: «Семь и восемнадцать!» У Гаева меняется выражение, он уже не плачет». Ему приятно страдать только пока «страдается» и не появилось занятия поувлекательней.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.