Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Гимн социализму — пафос романа «Мать». Методика написания сочинения, примеры из произведения, аргументы (Горький Максим)


В этой теме удобнее всего подбирать аргументы способом «от примеров к мыслям». Только примеры здесь будут не из разных произведений, а из одного. Когда речь идет об одном произведении, в качестве примеров можно брать эпизоды, образы, диалоги, художественные детали... Главное, чтобы примеры подбирались в соответствии с выбранным направлением, с заявленной вами идеей сочинения.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Определимся, как мы бы сформулировали идею сочинения, например: Страстная пропаганда социализма Горьким усилена художественными особенностями романа.

Скажем сразу, выбранное нами направление этой темы — самое трудное. Оно требует много времени для написания и очень хорошего знания текста всего романа. Поэтому раскрывать тему в таком направлении лучше всего в домашнем сочинении. Ну а если все же решитесь на это в классном или экзаменационном сочинении, то поставьте себе еще более узкую задачу: скажем, разобрать не четыре художественных приема, как в этой книге, а какой-нибудь один. Можно ограничить себя и материалом, например, рассматривать не весь роман, а какие-то две-три ключевые сцены. Скажем, сцену с «болотной копейкой» и сцену первомайской демонстрации.

А теперь давайте посмотрим, как можно подбирать примеры (ведь мы договорились в этой теме пользоваться методом «от примеров к мыслям»). В самом начале романа находим несколько интересных художественных деталей. А потом, страница за страницей просматривая роман, добавляем к этим деталям схожие по смысловой нагрузке или еще какие-то новые детали.

Итак, начинаем. На первой же странице романа находим: фабричный гудок, который «дрожал и ревел», созывая рабочих на «каторгу труда». Если вы хорошо знаете текст романа, то вспомните, что еще не раз мы встретимся с фабричным гудком, который, символизируя безжалостность капиталистической машины, будет звучать по-разному: то угрожающе, то неуверенно. Эти наблюдения могут нам дать много интересного для раскрытия темы.

Как записать сделанное наблюдение? Формулировать сразу подпункт плана (аргумент) не стоит: мы еще не знаем, какие примеры нас ждут впереди. Так что запишем пока условно одно только слово «гудок», а рядом — номер страницы романа, где мы впервые встретили описание гудка.

I. Гудок. 86.

Затем, встречая при чтении еще примеры с гудком, добавляете новые номера страниц:

1. Гудок. 86, 138, 203, 204.

Далее. На первой же странице романа находим и небольшую, но очень выразительную деталь пейзажа: «Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи...» Горький заостряет наше внимание на усталости измученных «каторгой трудной» людей, что еще больше подчеркивается усталостью солнца.

Припоминаются и другие сцены романа, где этот прием используется писателем. Вот и еще слово в нашем списке: «пейзаж». Запишем его и снова проставим номера страниц:

2. Пейзаж. 86, 139, 179, 204, 210.

Перечитываем роман дальше. Вот на странице 113 наше внимание привлекла к себе очень своеобразная синекдоха: «Маленький дом на окраине слободки будил внимание людей; стены его уже щупали десятки подозрительных взглядов». Интересно, правда? Дом, как живое существо. Что хотел Горький этим выразить? Смутно припоминается, что где-то дальше мы снова встретим образ дома. Что ж, наберемся терпения, оставим место для последующих находок и продолжаем перечитывать роман. И действительно, читаем: «Серый, маленький дом Власовых все более и более притягивал внимание слободки. В этом внимании было много подозрительной осторожности и бессознательной вражды, но зарождалось и доверчивое любопытство». Вот теперь уже, после второго примера, становится понятно, что образ дома у 'Горького символизирует духовую жизнь слободки. Как постепенно подозрительность слобожан по отношению к дому сменялась любопытством, а затем и сочувствием, так постепенно и боязнь всего нового сменялась желанием перемен, стремлением узнать правду, сочувствием революционным идеям.

Вот у нас появилась и третья запись:

3. Дом. 113, 130.

Пока мы перечитываем роман, делаем и другие наблюдения. Например, все время обращает на себя внимание какая-то странность в портретной характеристике героев. Если революционер, то, как правило, крепкий, красивый, со сверкающими глазами... Если служитель капитализма, то или уродец, или немощный старец. Случайно ли это? И разве не было физически несовершенных революционеров или молодых и красивых представителей буржуазного общества? Конечно же, было и то и другое. Очевидно, писатель, нарушая чисто внешнее правдоподобие, делал это ради внутреннего смысла. Да это и вообще в традициях Горького, вспомним из «Старухи Изергиль»: «Красивые всегда смелы!» Для Горького внутренняя красота затмевала любое физическое несовершенство, и, наоборот, он не мог видеть красивыми мерзавцев, палачей народа. Полистаем еще раз страницы с описанием врагов. «Желтое лицо» (123), «пальцы у него в шерсти» (125),-«круглый, сытенький и напоминал ей спелую сливу, немного залежавшуюся и уже покрытую пушистой плесенью» (164), «маленькие, пузатые, краснорожие человечки» (179), «маленький офицерик... визгливо крикнул» (215) и т. д. Эти выписки можно было бы продолжать еще и еще. Остановимся лишь на сцене суда, где защитники старого мира, высохшие, сморщенные старички и «фарфоровые люди», вершат суд над молодыми, красивыми, сильными революционерами.

Вспомним, когда писался роман: это 1905—1906 годы. Революция и — ее поражение. И вот в этот момент со страниц романа «Мать» звучит мысль: «Стена, да гнилая, ткни — и развалится». Горький, конечно же, не знал тогда этих ленинских слов, сказанных казанским жандармам, но чутьем пролетарского писателя пришел к той же мысли.

Ну а теперь сделаем четвертую запись:

4. Портреты врагов. 123, 125, 164, 179, 215.

Зато как романтично рисует писатель портреты революционеров! Как будто берет краски совсем из другой палитры. «Человек смотрел на нее открыто, доброжелательно» (100), «молодые, честные, трезвые» (144), «будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей» (189), «огонь его голубых глаз вспыхнул светлее» (346) и т. д.

Сделаем еще одну запись:

5. Портреты революционеров. 100, 144, 189, 346.

Далее. Когда мы следили за обрисовкой портретов революционеров, в сцене первомайской демонстрации нам встретилось прекрасное выражение: «люди красного знамени» (215). Вспомнились и другие эпизоды, где Горький использует образ красного знамени в качестве символа идей социализма. Полистаем еще раз роман и выпишем примеры с образом красного знамени:

6. Красное знамя. 207, 209, 210, 215, 345.

Пожалуй; здесь можно и остановиться. Как вы сами понимаете, художественные средства романа «Мать» невозможно исчерпать в одном сочинении. Кто-то остановится на одних средствах, кто-то на других. Это будет зависеть и от выбранной идеи сочинения, и от того, какие примеры привлекут ваше внимание.

Итак, у нас получилось шесть записей:

1. Гудок.

2. Пейзаж.

3. Дом.

4. Портреты врагов.

5. Портреты революционеров.

6. Красное знамя.

Многовато. Давайте посмотрим, нельзя ли здесь какие-то записи сгруппировать. Видим: можно. 1, 3 и 6 записи объединим в одну, так как образы и гудка, и дома, и красного знамени играют в романе роль символов. После группировки у нас получилось четы-ре записи. Но эти записи, как мы помним, были условными, черновыми. Теперь же нам надо превратить их в аргументы, то есть сформулировать мысли, вытекающие из найденных примеров. В общем, получится примерно такая картина:

II. Страстная пропаганда социализма Горьким, усиленная художественными особенностями романа.

1. Роль пейзажа: образ пробуждающейся природы подчеркивает неодолимость пробуждения революционной сознательности рабочих. (86, 139, 179, 204, 210)

2. Символика романа, помогающая писателю четко и концентрированно выразить свою пролетарскую позицию.

а) Фабричный гудок — символ безжалостной эксплуататорской машины капитализма. (86, 138, 203, 204)

б) Дом Власовых — символ духовного стержня фабричной слободки. (113, 130)

в) Красное знамя — символ идей социализма. (207, 209, 210, 215, 315)

3. Портретная характеристика врагов: хилость, старческая немощность, подчеркивающие обреченность старого мира. (123, 125, 164, 179, 215, 336)

4. Романтическая приподнятость в обрисовке революционеров—защитников идей социализма. (100, 144, 189, 346)

Как вы заметили, в рабочем варианте плана неплохо напротив каждого пункта (или подпункта) указывать номера страниц примеров. Такая запись облегчит вам работу, сэкономит время. Когда вы будете переписывать план на беловик (а это надо делать в самом конце работы над сочинением), номера страниц можно будет опустить.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61652




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:02:10
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение