Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образная структура поэмы «Медный всадник» для 9 класса (Пушкин А. С.)


Соотношения главных образов поэмы (Стихии – Петра 1, Медного всадника – Евгения) характеризуют антитезы. Образы эти, полярные по своей природе, противостоят друг другу, вступают в конфликт. Причём развитие конфликта происходит одновременно на нескольких смысловых уровнях: философском, историко-философском и бытовом. Это способствует возникновению нескольких рядов антитез. Сама тяготеющая к символу природа образов Стихии и Медного всадника определяет многочисленность разных аспектов, уровней сопоставления образов.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Так возникают следующие антитезы: Природа – Гений – Личность; Иррациональная сила – Рацио – Человек; Абсолютная свобода – Прогресс – Личность; Стихия – Камень – Человек; Природная катастрофа – Государственная власть – Маленький человек.

Можно отыскать и иные варианты прочтения, но наиболее важным оказывается то, что образы противопоставляются не относительно определённой, заранее заданной тезы. Сам характер, смысловая сущность антитез не фиксируется, а изменяется в разные моменты конфликта, в сопоставлении с разными членами данной системы. В каждом из этих образов в полярные смысловые грани. Антитезы характеризуют саму природу каждого образа.

Итак, пары антитез в поэме не раскрывают какую-либо однозначную аллегорическую идею, но помогают создать сложную, свободную структуру отношений образом, которую Ю.М. Потман называет «культурно-историческим уравнением».

Попробуем проследить это развитие в соотношении образов, в изменении характера антитезных пар в поэме.

Во вступлении образ Петра противопоставляется образу Природы как «сознательное – бессознательному», «Человеческий Гений – иррациональной Стихии». Не случайно Пётр 1 не назван по имени, а обозначен символическим местоимением «он». Пётр лишается какие-либо индивидуальных черт, становится воплощением Человеческого Разума. Пётр 1 и бессмертная Природа оказываются как бы в одном измерении. Бессознательный поток природного времени обуздывает Человеческую Мысль («река неслася» - «стоял он, дум великих полон»). В доисторическое царство входит История, « пустынность», «бесплодие» преображает Человеческое Творчество, разрушительной Стихии противостоит Идея Созидания. И вот из аморфной «тьмы лесов», «топи блат» вырастает «красота», «диво», «богатство», «пышность» творения Петра. Человек из «пасынка Природы» превращается в её властелина, это уже его Царство. На отвоёванном, твёрдом, незыблемом пространстве.

Однако уже в 1 части поэмы образ Петра, слитый с образом его творения, представляется в ином свете. Теперь он соотносится с живым человеком, с личностью, и его характеризуют совсем иные черты: холодность, каменность, равнодушие. Живое творение превращается в статую, в бронзового Кумира. А живой человек на новом, защищённом от разрушительных стихий пространстве всё так же беден, подавлен, одинок.

Евгений мечтает о Доме, о «смирённом» Приюте. Этот человеческий Приют, Дом строил посреди опасной, «неведомой» Стихии «убогий чухонец», его же предстоит построить Евгению среди холодных, «пустынных» «громад дворцов и башен». В новой антитезе проступает яснее черта, отмеченная уже во вступлении: Город заложен «назло», он «грозит», а не охраняет. И каменное Равнодушие, Безразличие, определяющее теперь образ Города – Медного всадника, воспринимается уже как некий высший Рок.

Жизнью человека теперь играют две роковые Силы – смертоносная Стихия, «насмешка неба над землёй» и не защищающая, но равнодушная государственная власть. Кумир обращён спиной к Евгению, это тоже своего рода насмешка, насмешка преобразованной человеком Земли. Итак, в антитезе к Человеческой личности образы Стихии и Медного всадника сближаются, обнаруживая сходные свойства.

Рассмотрим теперь отдельно образ Стихии, который также противоречив и неоднозначен. Во вступлении иррациональные, неодухотворенные природные силы противопоставлялись личностному, человеческому сознанию. Теперь (в 1 части) Стихия уже не безлика, она оценивается по законам человеческой нравственности: «разъярённые» воды, Нева «гневна», «свирепа». За гранью человеческого существования свободная «игра» природных сил воспринималась как нечто естественное; теперь это своеволие оборачивается мстительным, жестоким вторжением, преступлением. После её «осады» пространство страшно трансформируется: дома и люди гибнут, в Городе царит Смерть. В антитезе к человеческому, личностному Стихия оказывается разрушительницей (а не хранительницей) естественного порядка, живительная свобода оборачивается смертоносным своеволием. В сопоставлении же с Медным всадником образ Стихии обнаруживает иные смысловые грани. С одной стороны, «приступ» волн воспринимается как «наглый» бунт, мятеж «воров», рабов против законной власти. Медный всадник «недостижим», гранит и мрамор незыблемы. Через какое-то время река «смирится», воля Петра вновь восторжествует. С другой стороны, в природном мятеже видно стремление освободиться от «старинного плена», налагаемого Городом, Медным всадником. Вторжение Стихии воспринимается как бунт живого существа против бездушного, безличного камня. Антитеза становится совершенно иной: природная свобода – бездушная власть, живая стихия – человекоподобный камень.

Во второй части поэмы, после катастрофы меняется и образ Евгения. До наводнения он пытался приспособиться к порядку Города, после пережитого потрясения Евгений оказывается вне привычных отношений с миром. Города он уже не замечает. Евгений физически изничтожен, но в его жалком состоянии видна определённая стойкость, духовное не смирение. Евгений не отрёкся от своей любви, от своего счастья перед лицом Стихии. Оказавшись перед «горделивым истуканом», Евгений решился на бунт против бессмысленного и беспощадного порядка. Его бунт спровоцирован отчаяньем, стихийным чувством.

Не случайно характеристики его душевного состояния близки к определениям стихийных сил: «как обуянный силой чёрной», «вскипела кровь», он оглушён был шумом внутренней тревоги.

Но этот бунт выстрадан и осмыслен. Евгений отказывается видеть в Петре «Чудотворного строителя», так как чудо его бесчеловечно, а строение мёртво. Конфликт «государство – личность» открыт человеком, он сам бросает вызов. И происходит страшное чудо, святотатство: Медный всадник движется, камень оживает. Образ Медного всадника утрачивает поэзию высшего Равнодушия, «надчеловеческого» Разума. Им самим движет какая-то тёмная, иррациональная сила. И эта неожиданная внутренняя антитеза «камень – движение», «Закон – Иррациональное» создаёт ощущение катастрофы ещё более страшной, чем вторжение Стихии. Человеческая правда Евгения становится более разумной, чем абстрактная Истина кумира. Знаменательно и то, что Медный всадник принимает вызов Евгения; маленький человек и властелин вдруг оказываются на равных (как некогда Природа и Гений Петра). Евгений гибнет, но в конце поэмы вновь возникает образ Дома; пространства, которое защищает человека и от вторжения разрушительных стихий, и от того, что рассматривает жизнь личности как недостойную внимания частность.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59903




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 17:38:54
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение