Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Традиции и новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума» для 9 класса (Школьные сочинения)


Жанр социальной комедии, «высокой комедии», существовал и развивался в русской литературе в рамках классического направления. Вершина этого жанра – комедия «Недоросль»..

Фонвизина, прославленного комедиографа 18 века. Комедия «Горе от ума» задумывалась Грибоедовым как произведение, продолжающее эту традицию. Однако в процессе работы над текстом планы автора изменялись, и законченную комедию никак нельзя назвать классической, метод её – странная и сложная смесь традиций классицизма с приёмами нового, в ту пору ещё не названного направления. Тем не менее опора автора на традиционную схему очевидна. Комедия делится на пять актов, это количество обязательно для всех драматургических произведений классицизма. Соблюдено и основное правило «правдоподобия», наличие трёх единств: места, времени и действия. Автор, однако, расширяет пределы этих понятий до критической точки.

Место одно – дом Фамусовых, но пространство раздвинуто: действие происходит на двух разных половинах этого дома, в двух разных пространствах.

Сценическое действие охватывает одни сутки, но единство времени отчасти нарушается большим количеством ретроспекций.


Благодаря им мы узнаём личную историю практически всех героев (путешествие Чацкого, его полуроман с Софьей, безродность Молчалина, участие Скалозуба в войне 1812 года, равно как Горича и Чацкого), мы видим противоречивую динамику характеров, образы героев обретают сложность и многосторонность (образ Горича, например). Классицизму же, с его чётким делением героев на положительных и отрицательных, не была нужна их личная история, не были нужны и ретроспекции в прошлое.

Понятие единства действия максимально расшатано, можно говорить об его отсутствии. В сюжете комедии получают развитие два конфликта – общественный и личный. Сами эти конфликты были традиционны для системы классицизма, но в пределах одного текста они не могли сосуществовать как равноценные. Тип конфликта служил жанрообразующими признаками. Писались или комедии положений с любовной интригой в основе, или комедии нравов, характеров, построенные на конфликте общественном. В «Горе от ума» же, план общественный и личный тесно переплетены, действие конфликтов разворачивается в одном обществе, в одном доме, однако участники их различны, имеют место две разные сюжетные линии: Чацкий – Софья – Молчалин (герои любовного треугольника); Чацкий – Фамусов, а затем и все фамусовское общество (участники общественного конфликта). Причём расстановка действующих сил конфликтов традиционна для драматургии классицизма: « добродетельный любовник» - «любовник-злодей» - главная героиня; герой-обличитель, воспитанный на идеалах просвещения, - косное консервативное общество, все представители которого наделены «говорящими» фамилиями (правило классицизма).

Сюжетные линии развиваются достаточно независимо друг от друга, Чацкий поочерёдно «конфликтует» то с Софьей, то с её отцом. Формально связывает два сюжета сцена бала, кульминация обоих конфликтов, так как именно Софья становится виновницей сплетни о сумасшествии Чацкого; сплетни, растущей, как снежный ком, благодаря стараниям почти всех действующих лиц (в том числе и безымянных – г-н Г., г-н Д).

Интересно, что и многие современники Грибоедова воспринимали эти сюжетные линии отдельно, находя нарочитым и ненужным их смешение в одном тексте. Так, Пушкин в письме к Бестужеву хвалил любовную интригу, но всю «общественную» линию считал искусственной; Гоголь же, напротив, восхищался сатирическими местами пьесы, считая любовную интригу бесполезной надстройкой. Их оценка лишь подтверждает то, насколько это смешение конфликтов было странным для читателя.

Решения конфликтов, их развязки, тоже разрушали все читательские представления.

Что касается любовного треугольника классицизма (любовник добродетельный – любовник-злодей – главная героиня), то за каждым из его героев было закреплено определённое амплуа. Героиня могла назвать избранником лишь любовника добродетельного, и читатель вправе предлагать их счастливое соединение (после ряда препятствий) и посрамление недостойного соперника.

Выбор Софьи совершенно не соответствует читательскому ожиданию, он полностью нарушает схему классицизма. Добродетельный герой изгоняется (исполняет амплуа любовника-злодея), избранником оказывается недостойный. Более того, треугольник осложняется введением нового персонажа – Молчалин предпочитает госпоже её субретку (также традиционный персонаж классицизма в несвойственном ему амплуа).

Треугольник сломан, взорван изнутри. Герои классицизма действуют по собственным законам, а не по законам соответствия роли и амплуа, образа и предполагаемого действия.

Авторский осознанный принцип – обман читательского ожидания; введение его, читателя, в более или менее традиционный мир образов, и совершенно неожиданное развитие сюжета, непредсказуемый финал.

Развитие общественного конфликта строится по тому же принципу. После длительного словесного противоборства (традиционного) герой неожиданно (для современников) оставляет поле брани, убегает; бегство главного положительного героя, фактически равное признание его поражения, - принципиально новый сюжетный ход, невозможный в системе классицизма. Формально выраженной развязки нет ни у общественного, ни у личного конфликта, она остаётся за пределами сценического действия, финал открыт – это ново для традиционной формы комедии, для драматургического произведения, школы классицизма вообще. Читателя оставляют перед открытой дверью, ошеломлённого и полного сомнений.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:09:00
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение