Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Хлестаков и хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор». Для 9 класса. Часть 2 (Школьные сочинения)


По мнению Ю. М. Лотмана, основу вранья Хлестакова составляет бесконечное презрение к самому себе. задача, основная цель его вранья – перестать быть самим собой, превратиться в другого человека. Враньё потому так опьяняет Хлестакова, что в этом вымышленном мире, мире фантазии, он может стать другим человеком. Он превозносит себя до такой степени, ибо в тайне полон к самому себе презрения.


В силу этого хлестаковское враньё имеет болезненный оттенок самоутверждения.

В этом смысле очень показателен следующий пассаж Хлестакова: «Я только на две минуты вхожу в департамент с тем только, чтобы сказать: это вот так, это вот так, а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, тр…» В этом отрывке комедии Хлестаков, перенёсшийся в мир фантазии, приглашает своих собеседников посмеяться над реальным Хлестаковым: ведь чиновник для письма, «эдакая крыса» - это он сам в его действительной жизни. Однако подобную трансформацию сознания переживает и Городничий: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что случится поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут, везде вперёд: лошадей! И там на станциях никому не дадут, всё дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий!»

С одной стороны, воображение Хлестакова невероятно убого: всё тот же суп, хотя и «на пароходе из Парижа приехал», но подают его на стол в кастрюльке. Всё тот же арбуз, хотя и «в семьсот рублей». С другой – поражает разнообразие и количество тех обликов, в которые хотел бы воплотиться Хлестаков: известный писатель, светский человек, завсегдатай кулис, директор департамента, главнокомандующий и т.д. Важно то, что окружающая обстановка, хотя и вырастает в количественном отношении, остаётся той же, что и в повседневном быту мелкого чиновника (арбуз – 700 рублей, бутылка рома – 100 рублей. Хлестаков платит за квартиру 800 рублей, но она вполне вписывается в чиновничий быт: «три комнатки этакие хорошие»). Те роли, которые выбирает себе Хлестаков, строятся по двум принципам: во-первых, они должны быть предельно экзотичными, максимально удалёнными от реальной жизни Хлестакова. А во-вторых, выражать собой предельную степень: если писатель – то друг Пушкина, если военный – то главнокомандующий.

Важной чертой образа Хлестакова является отсутствие у него памяти. Он весь заключён в пределах данной минуты. Ни предшествующие, ни последующие события его не волнуют. Всё его внимание и он сам сконцентрированы на настоящем. В силу этого он неспособен произвести даже простейший анализ обстановки, а также неспособен к корыстолюбивым и эгоистическим расчётам, что придаёт его образу те «чистосердечие и простоту», о которых напоминал актёрам Гоголь. Так как Хлестаков лишён памяти, он чужд всякого консерватизма и традиционализма. Но это же отсутствие памяти приводит к тому, что в момент опьянения, в момент невероятного вранья, когда он переживает целый ряд превращений, ему не удаётся сохранить единство личности: она распадается на отдельные моменты, ни один из которых не хранит памяти о предшествующем.

Так как Хлестаков живёт только настоящей минутой, постоянное изменение, превращение является его естественным состоянием. Он напоминает воду, принимающую форму любого сосуда. Он мгновенно реагирует и откликается на любую ситуацию, чувствуя в ней себя при этом совершенно естественно. Так как он лишён цельного ядра, внутреннего стержня, для него не существует твёрдо установленной границы между миром реальности и миром фантазии: он с лёгкостью перемещается из одного мира в другой, везде чувствуя себя как дома. Однако, хотя Хлестаков находится в постоянном движении и постоянное изменение является законом его поведения, понятия эволюции и логики внутреннего развития к нему неприменимы. Принимая какой-либо стиль поведения, Хлестаков мгновенно достигаем в нём высшей точки, что нормальному человеку стоило бы усилий всей его жизни. Но что легко приобретается, легко и теряется. И заснув главнокомандующим или фельдмаршалом, Хлестаков просыпается вновь ничтожным чиновником.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 14:19:57
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение