Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Хлестаков и хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор» для 9 класса. Часть 1 (Школьные сочинения)


Русская литература создала целый ряд героев, неуловимых в своей противоречивости. Именно неуловимость, неопределённость, нечёткость, даже некая размытость составляют особенность, специфику образа Хлестакова. Неопределённость образа влечёт за собой неопределённость положения, которое занимает герой в комедии. Вследствие этого, а также благодаря известной трактовке Белинского, главным героем комедии стал считаться Городничий.


Хлестаков же понимался как лицо случайное, появляющееся мимоходом. Однако сам Гоголь рассматривал Хлестакова как центральную фигуру в пьесе и определял его как «лицо фантасмагорическое».

Если отвлечься от мысли, что основной смысл комедии состоит в обличении мира чиновников, или шире – в обличении социального зла, и взглянуть на неё как на комедию характеров, направленную на изображение человеческих пороков, то станет очевидным, что именно Хлестаков является центром комедии. Именно по отношению к нему, через взаимодействие с ним раскрываются основные личностные и характерные черты остальных персонажей пьесы. В разговоре с Хлестаковым в гостинице Городничий, до сих пор производивший впечатление достаточно властного, уверенного в себе человека, вдруг превращается в робкого, запуганного, обременённого семьёй и забитого жизнью человека. Земляника при встрече с Хлестаковым не гнушается и доносом, а Добчинский предстаёт перед нами заботливым отцом. Ни один из героев комедии не может быть сведен к какому-либо одному качеству или психологической характеристике, обрисован одной чертой. Но все многообразие созданных Гоголем характеров, сложные отношения между чиновниками обнаруживаются при появлении Хлестакова. Именно благодаря этому герою перед нами не просто чиновники, но люди.

Так как, по определению Гоголя, в головах у всех сидит ревизор, то вокруг Хлестакова вздымается вихрь самых разнообразных чувств, эмоций, переживаний (зависть, страх, соперничество). На него возлагаются надежды. С его образом связывается осуществление, реализация давних желаний, мечтаний, планов. Однако всё это здание, вся эта постройка человеческих стремлений оказывается заложенной на гнилом фундаменте, выстроенной на песке. Ибо Хлестаков, как выясняется, оказывается не настоящим центром, а как бы заменяющим истинный центр. Ему отдана ведущая роль в пьесе, но он не ведёт активную интригу, а как бы ведёт. Попав в выгодную для него ситуацию, он не предпринимает никаких активных действий, пожалуй, кроме одного – быть самим собой. Благодаря этой особенности образа Хлестакова комедийное действие совершенно неожиданно приобретает трагический оттенок: оно развивается целенаправленно и во все ускоряющемся темпе, но цель движения заранее убрана.

Можно сказать, что волею случая Хлестаков попадает в такую ситуацию (это прежде всего ситуация напряжённого ожидания, страха, неизвестности: «У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждёшь, что вот отворится дверь и – шасть…» (Городничий)), которая способствует раскрытию основных свойств его личности. В свою очередь, эти свойства, полностью раскрывшись, явились своеобразным катализатором действия. Более того, необычное взаимодействие, сочетание качеств личности героя и специфической ситуации привело к тому, что такое вполне привычное для города событие как прибытие ревизора стало для большинства героев комедии звёздным часом, «моментом истины», вершиной их жизни.

Рассмотрим теперь основные черты образа Хлестакова. Прежде всего, образ Хлестакова резко отличается от традиционных образов водевильных плутов, врунов, шалунов и т.д., даже противостоит им, так как Хлестаков представляет собой тип ненадувающего лжеца. Он не врёт, когда сообщает Городничему, что едет к отцу в Саратовскую губернию. Однако Городничий воспринимает его слова как ложь и враньё: «Хлестаков: Я еду в Саратовскую губернию! А? и не покраснеет. О, да с ним нужно ухо востро». Хлестаков обманывает, вовсе не желая этого. Но чем искренней и правдивей, тем более не доверяет ему Городничий («Прошу посмотреть, какие пули отливает, и старики отца приплёл!»). Именно искренность, естественность поведения Хлестакова запутывает, вводит в заблуждение Городничего.

Далее, Хлестаков воплощает в себе тип лжеца, не преследующего никакой конкретной, определённой, заранее поставленной перед собой цели. Он врёт по вдохновению и сам верит в то, что говорит. В связи с этим интересно рассмотреть сам характер хлестаковского вранья, который принципиально отличён от вранья Репетилова, например. Последний, если и врёт, то всё равно остаётся при этом самим собой, может быть и гиперболизируя черты своей личности и жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:25:12
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение