Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Образ города в «Ревизоре» Гоголя 9 класс (Школьные сочинения)


Прежде чем приступить к рассмотрению образа города в «Ревизоре», необходимо отметить две особенности гоголевской поэтики. Первая особенность заключается в напряжённом внимании Гоголя к детали, что дало повод его критикам (например, Анненскому) говорить о «страстной чуткости и хищной… зоркости наблюдателя». Это внимание Гоголя к детали, как правило, приводит Гоголя к редкой наглядности, телесности его образов.

С другой стороны, нельзя не отметить стремление Гоголя к универсальности, всеохватности, его склонности к глобальному обобщению. Возникает возможность говорить о максимализме как о своеобразном творческом принципе Гоголя. С одной стороны, он проявляется в максимально точной, конкретной, приближённой к читателю подаче материала; с другой – в максимально высоком уровне художественного обобщения.

Именно эти противоборствующие тенденции образуют неповторимую специфику образа города в «Ревизоре», являясь в то же время механизмами, приёмами формирования этого образа.

Единый, законченный образ города складывается по ходу всей пьесы, вплоть до немой сцены.


В его формировании принимают участие все действующие лица пьесы, несценические персонажи (такие, как учитель истории или Коробкин с Растаковским). И за каждым поступком героев, за каждой незначительной, случайной деталью их образов стоит целостный образ города. Образ этот задан изначально, поступки действующих лиц, рассыпанные по всему тексту пьесы детали (вроде «будки, где продаются пироги») только раскрывают его особенности, служат дополнительными штрихами.

Город в «Ревизоре» строго иерархичен. Вне города стоят только два приезжих персонажа – Хлестаков и Осип, его слуга. Все остальные герои занимают строго определённое место в социальной иерархии: городничий, дворянство, чиновничество, купечество, мещанство, слуги все герои определены прежде всего через их социальное положение. Таким образом, один уездный город представляет все сословия тогдашней России; персонажи пьесы образуют цельную, законченную социальную структуру, это не просто случайные представители тех или иных сословий. И благодаря такой точной и строгой социальной организации персонажей. гоголь получает возможность охватить практически все стороны русской общественной жизни: судопроизводство, просвещение, здравоохранение, почта, социальное обеспечение, полиция. Однако, и это представляется особенно важным, Гоголь не рассматривает эти стороны изолированно, по отдельности, но даёт нам возможность увидеть их во взаимодействии. Первое, что в данном случае бросается в глаза, - это враждебность, разобщённость, раздробленность городского мира. Можно говорить о разрыве всех связей внутри города. У каждого сословия, у каждой группы населения свой интерес, который может быть реализован только за счёт подавления интересов противника. Так, приезд в город ревизора рассматривается купечеством как возможность свести счёты с городничим, и восстановление справедливости понимается как отмщение. Тем не менее, несмотря на свою внутреннюю раздроблённость, город не утрачивает своей целости. Даже появление такой фигуры, как Хлестаков, не в состоянии поколебать органичность и законченность этого образа. Наоборот, слух о приезде ревизора, хотя и повышает степень враждебности, странным образом ещё больше сплачивает население города. По словам Гоголя, в голове у всех сидит Ревизор, все заняты исключительно этой мыслью. Органичность и целостность города поразительны. Если в «Горе от ума» или в «Недоросле» присутствуют два мира, то в «Ревизоре» мир города един и целен. Поступки героев могут быть направлены друг против друга (например, наушничество Земляники), но они соответствуют общему духу города. Поступки эти внутренне однородны и дополняют друг друга, образуя некую целостную систему поведения, систему норм общежития. Жить иначе невозможно, ни у кого не возникает потребности в иных нормах жизни, никто не желает её видоизменения. Готовясь к приёму Ревизора, Городничий стремится лишь каким-то образом скрыть недостатки своего управления, «Пустить пыль в глаза», но не желает менять существующего положения дел.

Точно так же обстоит дело и с характерами жителей города. Несмотря на достаточно широкий спектр душевных свойств персонажей (от добродушной наивности почтмейстера до каверзничества и коварства Земляники, от чванливости Ляпкина-Тяпкина до смирения и запуганности Холопова), все эти свойства и характерные качества образуют некое единство, дополняя друг друга. значительно позже в «Авторской исповеди» Гоголь писал, что в «Ревизоре» он «все несправедливости, которые делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Так возник город «Ревизора», «Сборный город всей тёмной стороны». И важно подчеркнуть, что город в «Ревизоре» - не искусственная аллегория. Гоголь создал модель, которая помогла ему осмыслить жизнь русского общества того времени.

Гоголь создал модель, которая помогла ему осмыслить жизнь русского общества того времени, вене, негативные стороны этой жизни. Данная модель в силу своей органичности, тесного сочленения всех элементов и мастерской отлаженности всех частей механизма оказалась способной к саморазвитию, оказалась способной к распространению на более крупные организмы, вплоть до общегосударственной, общероссийской жизни.

Кроме того, и это представляется ещё более важным, эта модель даёт Гоголю возможность передать целое жизни при страшном её раздроблении, расщеплении.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:08:08
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение