Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим? (ЕГЭ по литературе)


Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в тысяча восемьсот сороковом году. В нём автор указывает на проблемы общества начала девятнадцатого века. Это он делает, описывая «историю души человеческой» на примере Григория Печорина. «Герой нашего времени» - первый социально-психологический роман в русской литературе.

Задача Лермонтова – психологическое исследование человеческого характера.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Об этом сам писатель сказал : «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…» Изображая героя, автор следовал правде жизни, он показывал «болезнь века» не в обвинениях николаевского режима, а через изображение судьбы и жизни Печорина. В предисловии к произведению Лермонтов пишет, что его герой – это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения…» Образ Печорина, действительно, портрет всего поколения 30-х годов.

Особенность социально-психологического романа Лермонтова – построение его вне хронологической последовательности и ввод «Журнала Печорина» как исповеди самого героя. Зачем Лермонтову нужна была такая композиция? В первую очередь для того, чтобы как можно объективнее раскрыть характер своего персонажа. Автор представляет нам героя в различных обстоятельствах, сталкивает его с разными людьми: горцами, контрабандистами, «водяным обществом». И в каждой повести раскрывается та или иная черта характера Печорина. Ещё, благодаря нарушению хронологии, создаётся дополнительная интрига, усиливается заинтересованность читателя в разрешении загадки Печорина.

Стремясь к наибольшей достоверности, Лермонтов неоднократно меняет рассказчиков: то Максим Максимыч, то проезжий молодой офицер, то сам Печорин. От внешнего знакомства читателя с героем писатель подводит к раскрытию внутреннего мира героя. Максим Максимыч - психологический антипод Печорина. По образованию, по складу ума, по возрасту, по социальному статусу он противоположен Печорину. Именно он первый говорит о загадочности Григория Александровича. От него мы узнаём о необъяснимом сочетании горячности и внутренней холодности героя. Он не может понять его «необыкновенные» поступки: новый офицер для него человек с «большими странностями», объяснить которые добродушный штабс-капитан не в состоянии. На один шаг читатель приближается к Печорину, когда рассказчиком становится «безымянный» офицер. Мы видим его глазами портрет героя, он указывает на некоторые черты в облике Печорина. Например, глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Это, предполагает рассказчик, признак «или злого права, или глубокой постоянной грусти».

Картина сложной душевной жизни разворачивается в последних трёх повестях. Печорин рассказывает о себе, создавая путевые заметки, вызванные потребностью проанализировать свои желания, поступки, настроения. Печорин признаётся себе, что он играет «роль топора в руках судьбы». Страдая сам, он обрекает на страдание или смерть тех, кто оказывается рядом с ним. Гибнут Бэла, Грушницкий. Незаслуженно обижены Максим Максимыч и Мери. Разрушена жизнь «мирных контрабандистов». Орудием казни он становится даже для Веры, единственной, кого он любит. История любви к ней подчёркивает одиночество героя. Он признаётся, что «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Герой задаёт себе вечный вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился ?» - и не может найти ответа. Печорин судит не только себя, но и своё поколение, которое не способно на жертвы. Он называет себя и своих современников «жалкими потомками».

Лермонтов в лице Печорина создал правдивый образ своего молодого современника, раскрыл психологию этого незаурядного человека. Внутренний мир и поведение Печорина раскрыты как явление эпохи, а не как индивидуальное явление. Впервые в русской литературе поставлена проблема потерянного поколения. Именно поэтому роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в критике назвали социально-психологическим.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59161




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 15:14:21
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение