Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» 23 глава (Булгаков Михайл)


«Великий бал у Сатаны» - двадцать третья глава второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этому эпизоду предшествует первая встреча Мастера и Маргариты, написание романа о Понтии Пилате, сжигание этого литературного произведения, попадание Мастера в психбольницу и разговор его возлюбленной с Азазелло. Действие главы происходит в «третьем», потустороннем мире, связанным, в первую очередь, с Воландом и его свитой. Однако ключевым персонажем этого эпизода является далеко не сатана или кто-либо из его слуг, а Маргарита -главная героиня всего произведения.

Двадцать третья глава начинается с описания подготовки к балу. Маргарита одевает туфли из лепестков бледной розы, которые символизируют Христа, и украшение с изображением чёрного пуделя - верного спутника Сатаны, что ещё раз доказывает взаимосвязь и неразрывность таких понятий, как «Бог» и «Дьявол», «добро» и «зло».


Незадолго до этого женщину облили кровью, совершив тем самым ритуал посвящения в сатанистскую служительницу. Осмотрев все богато украшенные, величественные залы, Маргарита начинает встречать гостей, которые появляются на балу из камина. А так как огонь является символом ада, нетрудно догадаться, что все «посетители» были людьми, совершившими какие-либо преступления, взявшие грех на душу. Гостей на балу было очень много, и концу этого процесса «уже никто не интересовал Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей». Стоит также отметить две важные детали. Первая - это факт того, что все гости - реально жившие когда-то люди, среди них нет вымышленных персонажей. Таким способом Булгаков вновь связывает мистический и настоящий миры. Вторая особенность заключается в следующем: всё-таки был один человек, который запомнился Маргарите ярче, чем все остальные. Это была Фрида – женщина, которая была вынуждена убить своего ребёнка, засунув ему в рот платок, из-за невозможности его прокормить. Выслушав историю, хозяйка бала пообещала Фриде помочь искупить ей свою вину. Встретив всех гостей, Маргарита ещё раз облетел во все залы и продемонстрировала тем самым свою внутреннюю свободу, свободу души. Помимо этого, при описании бала до и после прихода гостей можно заметить антитезу. Изначально во всех помещениях царила спокойная и умиротворяющая атмосфера. А вот уже в разгар мероприятия началась, как говорит Булгаков, «вакханалия и кутерьма». Гости развлекались, пьянствовали и совершенно не задумывались о своих грехах. Эпизод достигает своей кульминации в момент появления Воланда на балу. К сатане приводят барона Майгеля, немецкого шпиона, который следил за передвижением сатаны в Москве, и приносят голову покойного Берлиоза. «Каждому будет дано по его вере» - говорит дьявол бывшему главе правления МАССОЛИТа. Читатель убеждается, что жизнь без веры аморальна и невозможна. Именно религия является элементом, объединяющим людей и провоцирующим соблюдение ими моральных норм. Воланд, а затем и Маргарита выпивают кровь Майгеля из черепа Берлиоза. Сатана, впитав в себя сущность грешных людей, тут же заметно преобразился, исчезли все его недуги и появилось величественное одеяние. А Маргарита, сделав глоток, окончательно завершила процесс, ради которого фактически и был организован весь бал - переход героини на сторону дьявола и приобретение сатанистских свойств.

Итак, зачем же Маргарита согласилась стать хозяйкой бала, что она хотела попросить взамен? Об этом читатель узнаёт уже в двадцать четвёртой главе. Мы понимаем, что её истинная цель далеко не избавление Фриды от мучений, не проявление милосердия, а истинная любовь к Мастеру, желание быть рядом с ним. Таким образом, в главе «Великий бал у Сатаны» автор романа решает основные философские вопросы: проблема веры, добра и зла, внутренней свободы и несвободы человека и, конечно же, истинной любви.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:40:53
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение