Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Роль пейзажа в произведениях русских классиков (ЕГЭ по литературе)


Пейзаж – важный элемент любого литературного произведения. Он не только создает место действия как таковое, помогая читателю представить себе, что окружает персонажей и так или иначе влияет на них, но и формирует определенную атмосферу, а иногда даже служит знамением грядущих событий. Скорее всего, последний метод использования пейзажа основан на вере людей в то, что человеческая судьба предрешена, и иногда мы можем увидеть различные символы и знаки, указывающие нам на вероятные будущие события. По такому же принципу образовались народные приметы и суеверия: черный ворон каркает – к смерти; черная кошка перебежит дорогу – к несчастью; кошка умывается – гости будут; на небе яркие звезды – к морозу; жаворонки высоко летают – к хорошей погоде.

Одним из самых ярких суеверий является гроза. Многие люди боятся её, считая гневом божьим, и писатели нередко используют это явление природы как плохое предзнаменование.


Например, в рассказе Бунина «Натали» эпизод с грозой стал переломным моментом в жизни автора-рассказчика. Именно «когда загоралась земля и небо» персонаж, стараясь успокоить Соню, на долгие годы разрушил доверительные отношения между ним и возлюбленной. Комнаты в доме то «затопляло густым мраком», то «ослепляло зелено-голубым светом» - в одной из таких вспышек Натали раскрыла тайную связь Сони и рассказчика. Если бы не гроза, измена молодого человека не была бы обнаружена, а его возлюбленная бы осталась в полном неведении и не вышла бы замуж за другого от глубокой обиды. К слову, мы легко можем увидеть, как сильно автор накаляет обстановку, когда описывает ужасы грозы. Так что в этом случае природа выступает не только в роли катализатора к разоблачению, но и заранее предупреждает читателя о том, что вот-вот и произойдет что-то неминуемо гибельное для персонажей.

Еще одним примечательным эпизодом с грозой является явление шестое в действии четвертом пьесы Островского «Гроза» , в котором главная героиня Катерина Кабанова признается в измене мужу.

Foxford

Но делает она это не просто так, а под действием сильнейшего страха перед возможной смертью от разрушительного природного явления. Катерина боится себя, боится своего греха, собственных демонов, поэтому так трепещет при виде сверкающих молний: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». Этот эпизод является кульминацией всей пьесы, точкой бифуркации, после него становится понятно, что девушка уже не сможет прийти в себя и вернуться к прежней жизни. Стоит вспомнить об одном интересном выражении. Когда нам говорят неприятные, неожиданные новости, мы произносим: «Как гром грянул». Поэтому грозу в этом случае еще можно отнести к предвестнику беды и плохих новостей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что писатели часто обращаются к пейзажу не только как к средству выразить внутреннее состояние героев, но также и для того, чтобы показать их дальнейшую судьбу или отделить их прежнюю жизнь от будущей, обозначить границу, после которой «все пошло не так». Природа становится зеркалом души персонажей. Это неудивительно, ведь сам человек и есть природа. Это неделимые сущности, связанные незримыми нитями, находящие отражение одно в другом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 14:27:31
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение