Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы Лермонтова «Мцыри» 8 класс (Школьные сочинения)


Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы Лермонтова «Мцыри». Сочинение для 8 класса.

Своеобразие поэмы Лермонтова «Мцыри» заключается в том, что поэт выбирает характерные для романтизма ситуации, образ главного героя, но при этом в корне меняет их функции, даёт им принципиально новую трактовку. Вследствие этого данную поэму можно назвать образцом романтической поэмы, но также она может быть рассмотрена как своего рода завершение и преодоление принципов романтизма.

Довольно необычен образ главного героя. В отличие от предшествующих романтических героев, Мцыри лишён титанических индивидуалистических черт. В поэме действует хилый мальчик. Но он действует, и как герой действующий, лишённый мировой скорби, он полемически противостоит безнадёжным, объятым скепсисом и мрачным героям Байрона. Кроме того, в отличие от байронических героев, Мцыри лишён внешних признаков исключительности, ореола загадочности и таинственности.


Сама форма исповеди противоречит этому: герой, исповедуясь, пытается максимально точно передать малейшее своё душевной движение. Сила личности героя не подчёркивает ни его властью над людьми, ни фантастикой (даже его поединок с барсом изложен достаточно реалистически).

Как уже говорилось, образ Мцыри лишён ореола загадочности и таинственности. Заявив в начале своей исповеди о невозможности «рассказать душу», герой, противореча сам себе, пытается как раз это и сделать. Он подробнейшим образом излагает не только свои действия и поступки, но и их мотивировки. Он пытается объясниться, хочет быть понятым, услышанным. Он говорит о своих желаниях, намерениях, побуждениях. Причём в своём рассказе герой одинаково честно и искренне говорит как о своих удачах, так и о своих поражениях.

В отличие от романтического героя, Мцыри совершенно лишён скепсиса, презрения к людям и миру – к человеческому миру вообще. как раз напротив, он преисполнен любви к людям и к миру, стремится найти своё место среди них. Для него характерна своеобразная устремлённость к жизни.

Тело, которое не может вместить в себя, не может выдержать все устремления, желания духа и потому оказывается тюрьмой.

Мцыри можно назвать одним из первых парадоксализмов в русской литературе. Перед нами человек, который не бежит от мира, от людей, а наоборот, всей душой обращён, открыт всему миру и людям. Тем не менее, он гибнет, и смерть оказывается единственно возможным для него исходом. Мир отвергает, отталкивает его. Он стремится найти родственную душу и приходит к выводу, что ему нет места среди людей. Герой хочет вернуться на родину и понимает, что не в состоянии это сделать. Ему кажется, что он заодно с природой, но и она не принимает его. Мцыри оказывается «лишним» человеком, которому нигде нет пристанища. Он одинок против своей воли, и одиночество его абсолютное – ни в мире людей, н в мире природы ему нет места. Такой человек оказывается никому не нужным. Столкнувшись с миром один на один, он не находит возможности установить с ним хоть какой-нибудь контакт. Единственные моменты, когда Мцыри счастлив и пребывает в гармонии с самим собой – это ситуации экстремальные: буря, поединок с барсом. Таким образом, Лермонтов создал героя, который в силу различных причин и обстоятельств не способен, не в состоянии реализовать себя в жизни.

Герой проходит ряд ситуаций, типичных для романтического героя. Во-первых, дана ситуация исповеди, которую Лермонтов преподносит совсем по-новому.

Во-вторых, бегство, скитания героя – обязательные моменты в романтической поэме.

Однако любовный мотив сознательно исключается Лермонтовым из поэмы. Более того, любовь становится препятствием на пути к достижению свободы, что тоже не характерно для романтической поэмы, где свобода и любовь были взаимосвязаны («Цыганы» Пушкина). Встретив на своём пути «грузинку молодую», Мцыри оказывается в ситуации очень важной для романтического героя – в ситуации выбора: любовь или продолжение пути. Мцыри признается, что хотел войти в саклю грузинки, но не посмел. Он продолжает свой путь, и, таким образом, свобода оказывается выше любви.

Картины природы даны в субъективном восприятии главного героя. С одной стороны, они создают фон, на котором разворачивается действие поэмы, с другой – обладают собственным, самостоятельным значением. Внутренней цельности, единству, гармонии природы противостоит конфликтность, раздвоенность главного героя.

Композиция поэмы строится по тому же принципу, что и композиция «Героя нашего времени» - постепенное приближение к главному герою. В начале поэмы даётся краткая экспозиция, обрисовывается вид монастыря. Затем рассказывается простая история Мцыри, коротко очёрчивается ситуация исповеди и, наконец, слово передаётся главному герою.

Вырвавшись на свободу, Мцыри успевают за три дня познать окружающий мир и осознать своё место в нём – точнее, свою ненужность, неприкаянность. Потерпев полное поражение, не сумев реализовать свои мечты, тем не менее, Мцыри избегает разочарования. В конце поэмы он также преисполнен доверия к миру, как и в её начале.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:38:30
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение