Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Жанры лирики Пушкина (Школьные сочинения)


Лирический жанр есть прежде всего способ объективации действительности. Каждое литературное направление, творчество каждого поэта характеризуется особым, своеобразным осуществлением этой объективации внешнего мира. Каждое литературное направление отдаёт предпочтение определённым жанрам. Для лирики классицизма стали ода и сатира, построенные по сходным принципам (утверждение положительного идеала путём показа положительного примера и развенчание порока путём показа примера отрицательного). Антологические стихи (понимавшиеся как «подражание образцам»), эпиграмма, элегия, послание – эти жанры тоже существовали, но признавались менее значимыми.

Лирику романтизма отличало внимание к сфере внутренних переживаний, к индивидуальному сознанию и вместе с этим интереса к таинственному и загадочному, алогичному, что обусловило выдвижение на первый план таких жанров, как элегия и баллада, ставших «кумирами» 19 века.

Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, для каждого из них он создал свой эталон.


Однако уже само это разнообразие, отсутствие предпочтений расшатывало строгую жанровую систему. Жанр переставал быть связанным с мировоззрением автора, с нормами определённого литературного направления, но превращался в средство стилистической характеристики, становился знаком культурной и национальной принадлежности явления, получал реалистическую мотивировку. Жанр теряет в поэзии Пушкина свою самостоятельность, жанровую ограниченность. Для Пушкина возможно сочетание в одном стихотворении разных жанров: оды и элегии («Андрей Шенье»), баллады и политической инвективы («Олегов щит»), послания и оды («К вельможе»), элегии и альбомного стихотворения («Что в имени тебе моём»). Такое взаимообогащение жанров вело к расширению смысла стихотворения, но уничтожало жанровую систему; стихотворение становилось просто текстом, имеющим черты многих жанров и потому не относящимся ни к какому из них видов.

Такие стихотворения Пушкина, как «Осень», «Румяный критик мой…», «Вновь я посетил…» совершенно не укладываются в рамки какого-либо традиционного жанра, производя впечатление разговора автора с самим собой, с читателем. Несмотря на трудности, связанные с жанром систематизацией лирики Пушкина, попробуем рассмотреть его лирику по видам жанров.

Классический пример оды для творчества Пушкина - «Вольность». И , действительно, это одна из немногих «чистых» по жанровым признакам од Пушкина. Образная система и фразеология этого стихотворения определяются формулами и понятиями классицизма (гроза царей, тиран, свобода, порок, троны, ужас мира). Однако ода эта необычна. Нова одическая задача, сформулированная поэтом («Хочу воспеть я вольность миру, на тронах поразить порок») – одновременное прославление и порицание; нов метод построения оды – доказательство от противного; нова проблема – взаимосвязь тирании и рабства, двух пороков, равно противостоящих идеалу вольности, связанной с понятием высшего закона. Пушкин максимально сжимает оду, придаёт ей краткость и чеканность выражений, которые усиливают её энергию и политическую патетику.

В остальном творчестве Пушкина ода утрачивает жанровую определённость, однако её черты можно узнать в таких стихах, как «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»,, где поднимаются темы славной российской истории. Сам Пушкин относил к одам и такие стихотворения, как «К морю», «Андрей Шенье», «К вельможе», и даже «Стансы (1826г.), «Поэту» (с подзаголовком «сонет»), что лишний раз свидетельствует о его свободном отношении к жанровой системе.

Если мы попробуем выделить наиболее устойчивые с точки зрения канонов жанры пушкинской лирики, то таковыми окажутся эпиграмма (сжатый текст с неожиданным, ироническим окончанием) и антологические стихи (вольные « подражания древним») – виды поэзии, которые прошли через весь творческий путь поэта, почти не меняясь.

Остальные жанры пушкинской лирики могут быть далёкими от канонических образцов. Таков, например, жанр послания, который полностью утрачивает свою дидактичность и превращается в домашний, непосредственный разговор поэта с читателем, полный намёков, остроумных экспромтов, автобиографических отступлений, создающих непосредственное ощущение беседы («Глинке», «Давыдову», «Языкову»). Жанр послания не обуславливает тематики стихотворения, она может быть серьёзной («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь») и лёгкой, приближая жанр посланий к домашним, непринуждённым экспромтам, шуточным стихам, стихотворениям на случай. Близки к жанру посланий и стихотворения на лицейские годовщины, хотя они и выходят из этих рамок (сам Пушкин причислял их к элегиям), как, например, «19 октября 1825 года». Примыкая к жанру посланий, оно имеет более широкий адрес, более эпический характер. в этом стихотворении не только раскрывается духовный мир автора, но и даются характеристики (и даже биографии) его друзей, само членение стихотворения на восьмистрочные строфы, употребление пятистопного ямба – отход от жанровой традиции в сторону эпически-повествовательных жанров. Эти формальные новшества художественно обусловлены: поэт рисует целую историческую эпоху, иногда переходя на возвышенно-декламационный одический тон («Друзья мои! Прекрасен наш союз!»).

Интересно проследить новаторство Пушкина в таком традиционном романтическом жанре, как баллада. Если в ранней балладе Пушкина «Жених» ещё чувствуется связь с романтизмом (наличие таинственного, сказочного сюжета, размер и строфа, восходящие к «Леноре» Бюргера), то затем Пушкин демонстративно отказывается от романтических приёмов.

В «Утопленнике» и «Гусаре» сверхъестественные приключения героев лишаются всякий таинственной прелести, появляются подчёркнуто грубые, натуралистические описания («И в распухнувшее тело раки чёрные впились», «Безобразно труп ужасный посинел…»); вводится новый образ автора, рассказчика из народа, речь которого лукава и иронична, изобилует просторечиями, стиль баллад приближается к стилю русских быличек.

Жанр элегии тоже претерпевает сложную эволюцию. Элегии лицейского периода и первых послелицейских лет достаточно традиционны, как и образ их лирического героя, уставшего от жизни, вспоминающего былые, безвозвратно ушедшие радости. Однако постепенно и элегия теряет свою жанровую замкнутость. Так, в элегиях 30-ых годов появляются социальные темы; в них есть наблюдения над жизнью, реалистические детали («Когда за городом, задумчив, я брожу»). Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получают подзаголовок «отрывок», чем подчёркивается отступление от традиций жанра, свобода и открытость лирического замысла, фрагментарность, жанровая незавершенность стихотворения.

Лирический фрагмент даёт максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра. Он может принять форму описания, размышления, но всегда ярко выражена его монологичность, высказывание именно автора. «Осень» тоже озаглавлена как отрывок. Вероятно, Пушкин и не собирался его продолжать, подзаголовок «отрывок» мотивирует его внешнюю и внутреннюю незаконченность, также как и две строки точек в конце, открытый финал оставляет свободу читательскому воображению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:29:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение