Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Учение Б.Спинозы об аффектах (Психология)


Спиноза даёт следующее определение аффекту: под аффектом он понимает состояние тела и идею этого состояния, уменьшающие либо увеличивающие способность человека к действию. Аффекты благоприятствуют или наоборот, подавляют эти состояния. Стоит заметить, что как тело не определяет мышление души, так и душа не способна определять движение тела. Однако в человеке тело и душа составляют единое целое, направляя различные атрибуты этого целого, мышление и протяжение. Спиноза выделяет только три основных аффекта, на базе которых строятся все прочие. Такими основными аффектами Спиноза называет пару удовольствие-неудовольствие и желание. Спиноза указывает, что любая вещь стремится, в возможной для нее мере, находиться в своем существовании, причём если такое стремление идёт от души, то оно осознанно. Такое стремление Спиноза называет действительной сущностью вещи.


Спиноза указывает, что если это стремление относится только к душе, то оно представляет из себя волю человека, если и к душе, и к телу – является влечением, если влечение осознанно, то его следует называть желанием.

Человек стремится к достижению удовольствия, к повышению совершенства души. К вещам, которые помогают этому, человек испытывает любовь, к тем, которые этому мешают – ненависть. Однако стоит заметить, что эти чувства достаточно непостоянны. Человек может распространять своё отношение к одной вещи на схожие с нею. Непостоянен и знак отношения: любовь может легко сменяться ненавистью и наоборот, причём новое чувство будет тем сильнее, чем сильнее было предшествующее ему. Аффекты могут смешиваться при совместном проявлении, переходить на схожие объекты, менять свою полярность в зависимости от их сочетаний и влияний на ощущение человеком удовольствия и неудовольствия. Причиной удовольствия, неудовольствия и желания может стать абсолютно любая вещь. Такие вещи человек может поделить на необходимые, возможные и случайные. Обыкновенно оказываемый необходимой вещью аффект сильнее, чем аффект от вещи, представляемой возможной, который, в свою очередь, сильнее аффекта от случайной вещи. При этом, однако, к свободным вещам чувства человека сильнее, чем к необходимым. Спиноза видит в этом причину привлекательности людей друг для друга, так как люди являются в большей мере свободными относительно других людей.

Люди стремятся к тому, чтобы другие люди разделяли их взгляды и имели схожие отношения любовь-ненависти к одним вещам. На основе этого человек строит своего отношения с окружающими людьми, чувствует неудовольствие, когда другие хорошо относятся к тому, что сам человек ненавидит, и его ненависть может перейти на не разделяющих его взгляды. Обратная ситуация так же возможна, как возможен и такой же процесс относительно любви.

Спиноза считает главным удовольствием для души её соответствие идеям разума, следование здравому смыслу, стремление познавать и совершенствоваться, а также альтруистические мотивы, стремление делать мир лучше, помогать окружающим.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:57:18
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение