—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ћораль басни „иж и ≈ж и ее анализ ( рылов ». ј.)

¬ басне Ђ„иж и ≈жї (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании геро€, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об об€занност€х поэта перед жизнью и перед правдой.

Ѕасн€ хитра. ¬ ней  рылов отказалс€ воспевать јлександра ѕервого. —делал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, в чем дело. Ѕасн€, как сказано, называетс€ Ђ„иж и ≈жї. ѕроизнесите несколько раз вслух это название Ч и вы убедитесь, что оно неудобопроизносимо. ќсобенно если иметь в виду высокий повод ее написани€ и высокое лицо, названное в ней Ч персону самого государ€.

» вдруг это бормотанье Ч Ђ“ише, ≈жї, Ђ„иж и ≈жї, Ђ“ы жуешьї.

 акое-то косно€зычие, бормотание, жвачка. ¬споминаетс€ одно полемическое выражение: человек не говорит, а во сне мочалку жует. “ак  рылов и начал Ђвоспеватьї государ€. —кромный бедный „иж ему удалс€.

”единение люб€,

„иж робкий на заре чирикал про себ€,

Ќе дл€ того, чтобы похвал ему хотелось,

» не за что; так как-то пелось!

Ёто, конечно, не автохарактеристика.  рылова называли Ђплощаднымї поэтом. ¬€земский так, по существу, его и называл. Ќо Ђтак как-то пелосьї хорошо воссоздает представление о чистом искусстве. ѕелось. ¬последствии русский поэт скажет:

...Ќе знаю сам, что буду

ѕеть, Ч но только песн€ зреет.

«десь даже и без этого: пелось Ч и все. Ётот образ Ђсвободного певцаї, певца дл€ себ€, певшего без принуждений и понуканий, поэту нужен был, естественно, не как деклараци€ чистого искусства, а как утверждение своей свободы творчества. ¬ высшей степени характерен парадокс: образ непринужденно поющего, свободного поэта, поэта дл€ себ€, с €вной симпатией к нему вывел поэт социальный, обнаженно политический, написавший на знамени своем: Ђƒовлеет миру злоба егої.

— этим парадоксом мы встретимс€ и у ѕушкина. ќн тоже выступил (не совсем по-крыловски, правда) в защиту чистого искусства. Ќа практике это означало не отказ от социальности и злободневности, а провозглашение свободы выбора темы, в том числе (и особенно!) социальной темы. ѕод знаменем чистого искусства защищала себ€ социальность как свобода творчества.  ак право отказа от чуждых духу поэта требований и нав€зываний.

ќтметим, что в определенной ситуации  рылов вынужден был сочувственно изображать поэта-„ижа, которому просто Ђпелосьї. ‘акт знаменательный. ƒалее Ђпо ходу пьесыї следует некий басенный штамп Ч восхождение ‘еба. я говорю штамп, ибо в нем Ч ни одного живого, теплого слова. Ђ“ошней идиллии и холодней, чем одаї, Ч сказал бы ѕушкин.

¬от, в блеске и во славе всей,

‘еб лучезарный из морей

ѕодн€лс€.

Ќо есть оправдание этому штампу. Ёто не  рылов отштамповал сию картину Ч он передал холод и пенье Ђгромких соловьевї. „тобы потом сказать:

ћой „иж замолк.

≈му уже Ђне пелосьї. ј далее поэт вводит некое остроносое, покрытое иголками ехидство. ”дивительное лицо, вскрывающее все подтексты басенного рассказа.

√оворит ≈ж:

...Ђ“ы что ж, Ч

—просил его с насмешкой ≈ж, Ч

ѕри€тель, не поешь?ї

—тих зашипел насмешкой €довитой. «десь и конец басни: вопрос ≈жа содержит в себе ответ. ≈ж смеетс€, издеваетс€, ехидничает, ибо ему известна истина, он знает, почему „иж замолк при лучах ‘еба, который Ђжизнь принес всемуї. «амолкнуть при этом Ч значит вести себ€ €вно неестественно. ¬спомним, как в басне  рылова ожил ¬асилек под лучами солнышка, и нам покажетс€ несколько странным ответ „ижа на вопрос ≈жа.

Ђ«атем, что голоса такого не имею,

„тоб ‘еба € достойно величалї.

“ак вот и отговорилс€ »ван јндреевич:

Ќе стал Ђпетьї јлександра. Ѕасн€ хитра€. ќпределенную Ђсверхзадачуї выполн€ет в ней и стих Ч ЂЌе дл€ того, чтобы похвал ему хотелось...ї “о есть ему, „ижу, не хотелось похвал. ј Ђгромким соловь€мї? “ем как? ¬идимо, хотелось. Ќо это Ч предположение. ѕравда, строго в пределах текста. »наче этот Ђковарныйї стих читать нельз€:

 рылов очень хорошо знал ѕиндаров своего времени, Ђгромких соловьевї нашей поэзии, певших јлександра.  ак знал он цену и золотым табакеркам, усыпанным бриллиантами и наполненным червонцами.

¬оспеть, чтобы получить. ’валить, чтобы теб€ хвалили. Ётому Ђзолотому правилу механикиї получени€ золотых табакерок и перстней  рылов и противопоставл€ет Ђпелосьї своего „ижа. Ёто Ч логика образов басни. „то же касаетс€ ответа „ижа Ђсквозь слезї, то это €вное притворство, Ђложь во спасениеї, как учило ≈вангелие. Ћожь тем более €вна€, что „ижу не надо было свою хвалу исполн€ть соло, а к Ђхору громких соловьевї можно было примкнуть и подчирикива€.

 ак видно,  рылов, воспева€  утузова, отказалс€ Ђпетьї јлександра. ”ченые давно отметили последнее обсто€тельство. ћы стремились лишь проследить логику басни, как художественного целого. ќна полностью подтвердила существующее общее толкование басни.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение