—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ћораль басни ¬олк на псарне и ее анализ ( рылов ». ј.)

ѕодлинное прославление  утузова, его народного гени€ военного и дипломата, дано  рыловым в басне Ђ¬олк на псарнеї. Ёто произведение поэта Ч чудо искусства слова. «десь торжествует аллегори€ и как аллегори€, т. е. поэтика широкого радиуса действи€, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности, Ч в смысле данного конкретного случа€. «десь одержало победу свою и искусство портретной живописи, одной чертой, одним мазком схватывающее всего человека с головы до ног. „то позже восхитит в  рылове √огол€ и станет дл€ него высшей школой поэзии.

Ќо следует сказать и то, что, чита€ гениальное творение  рылова, видишь в поэте не только художника, описавшего великого полководца, но и человека, сопричастного гению  утузова.

Ѕасн€ написана была при следующих широко известных обсто€тельствах.

ѕопав Ђв сетьї, расставленную —моленским, Ќаполеон 23 сент€бр€ (до пожара) сделал предложение о мирных переговорах.  утузов отверг их. „то соответствовало и плану всей кампании полководца, и настроению армии, буквально рвавшейс€ в бой и ждавшей только сигнала.

√ениальность рассказа  рылова состоит именно в том, что поэт в 34 стихах не только передал особенности данной ситуации, ставшей коллизией, но и раскрыл ее как ситуацию общественно-историческую, чему не только не помешала, но и способствовала аллегори€, дав возможность экономичного Ђрасходовани€ї художественных средств при максимальной их выразительности. ѕотому-то на столь небольшой площадке ситуаци€ предстала перед нами (ид€ в терминологии вслед за √егелем) как всеобщее состо€ние мира. ј переход€ с €зыка философских абстракций на €зык конкретно-исторических определений, как настроение масс, как состо€ние и уровень народного движени€. ¬ 1812 году, писал Ѕелинский, наци€ пришла в движение, образовалась поэтическа€ действительность. ѕатриархальность была жестоко потр€сена. „то и оплодотворило гений ѕушкина.

Ќо справедливости ради следует сказать, что первым поэтом, непосредственно наблюдавшим эту новую действительность и воссоздавшим ее в изумительной по силе картине, был  рылов. Ѕасн€ Ђ¬олк на псарнеї замечательна именно тем, что в ней воспроизведена правда истории, атмосфера народного подъема, активности и дерзости масс, твор€щих историю. Ѕез этого образ Ћовчего, завершающий рассказ  рылова, был бы одинок, неполон, не€сен и невозможен в своей мудрости.

 ак и всегда, дл€ введени€ в поэтическую ситуацию  рылову потребовалось один-два стиха. ¬олк ночью, дума€ залезть в овчарню, ѕопал на псарню. —казано все. ј далее Ч естественный результат, который €вл€етс€ всем, чем угодно, но только не недоразумением.

Ёто Ч истори€.

ѕсари кричат: Ђјхти, реб€та, вор!ї

» вмиг ворота на запор...

 азалось Ч уже кульминаци€. Ќапр€жение столь сильное и €ростное, что дальше уже плюсовать некуда. Ђ¬орота на запорї Ч тоже ставит некую точку. Ќо оказалось не так. Ёто еще не басн€, а только побасенка. Ѕасн€ будет впереди Ч говаривал поэт. ƒа, самое главное, как бурное нарастание решающего, как картина всеобщего Ђостервенени€ народаї, Ч все это впереди. » оно гр€нуло:

Ѕегут: иной с дубьем,

»ной с ружьем.

Ђќгн€! Ч кричат.Ч ќгн€!ї

«десь только возрастание напр€жени€ закончилось.

¬ литературе отмечалось: Ђс дубьемї, Ђс ружьемї Ч картина народного воодушевлени€ Ч картина партизанской войны. ¬идимо, сюда же надо отнести иЂќгоньї, вершинное в картине и воссоедин€ющее два плана басни: аллегорический (волки больше всего бо€тс€ огн€) и реально-исторический (огонь Ч одно из сильнейших оружий партизанской, народной войны).

¬ данном случае Ђогоньї Ч это и освещение и оружие, не мешало бы, мол, проказника подпалить чуточку, тоже Ђдл€ пор€дкаї.

ѕосле того как Ђогоньї решил дело,  рылов делает Ђмирную передышкуї. ѕришли с огнем. » мы наблюдаем чудесную метаморфозу, которой позавидует и ѕублий ќвидий Ќазон. ¬олк стал Ћисой.  ажетс€, единственный случай у  рылова. Ќо что характерно в этой помеси, что надо отнести к великому искусству писател€: Ћиса остаетс€ ¬олком, а ¬олк не перестает быть Ћисой. «десь мы сталкиваемс€ с чисто пушкинской теорией характера: противоположности взаимопроникновенны. ѕосмотрим, как это происходит.

ѕосле спокойного Ђѕришли с огнемї (не ЂЅегут с огнемї!), что указывает на решенность и завершенность дела Ч напр€жение спало, ситуаци€ €сна, свет Ђвключенї, перевес определен и определенен,  рылов продолжает:

ћой ¬олк сидит, прижавшись в угол задом,

(лучша€, кстати, позици€ обороны: тыл защищен)

«убами щелка€ и ощетин€ шерсть...

(он на что-то надеетс€, еще не все разгл€дел; образ картинен и звучен)

√лазами, кажетс€, хотел бы всех он съесть...

(его желани€ и намерени€, его натура остались неизменными; ¬олк остаетс€ ¬олком, басенные характеры стойки: они всегда из леса смотр€т в овчарню)

Ќо, вид€ то, что тут не перед стадом...

(т. е. наде€лс€ до последнего времени, до последней секунды его не оставл€ла надежда, Ч так  рылов пон€л ¬олка и его Ђпрототипаї Ќаполеона)

<...>

ѕустилс€ мой хитрец

¬ переговоры,

 ака€ длинна€ фраза. ќна не могла быть короче: ¬олку нужно врем€, чтобы, как и вс€кому актеру, переодетьс€. » этот процесс переодевани€ €вл€етс€ дополнительной нагрузкой (сверхзадачей?) всей фразы.

ќтметим еще лишь изумительные концовки трех стихов подр€д, эти закрытые слоги, мужские рифмы, звучные конечные Ђцї, дополн€ющие как бы смысл слова Ђнаконецї, обрубающие и отсекающие вс€кую возможность иного исхода дл€ ¬олка, и смен€ющий их стих, самый короткий, но в этих пределах и самый длинный Ч

ѕе-ре-го-во-ры Ч

стих €вно замедлил свое течение, Ч п€ть открытых слогов, что по длительности превышает три предыдущих стиха. ќно и пон€тно: ¬олку нужно выиграть врем€. ≈му необходима отт€жка.   тому же и Ђпереговорыї Ч это тоже длительность. “оже врем€.

–ечь ¬олка, конечно, верх дипломатического искусства. ѕредел маскировки. Ќо  рылов, дава€ ему полную волю и свободу маскироватьс€, не вмешива€сь и не стесн€€ его ни в чем (проблема образа в его объективности здесь полностью сохран€етс€), видит одновременно в ¬олке ¬олка, хот€ тот все сделал, чтобы стать Ћисой, другом и братом гончих, охран€ющих овец.

¬олк выговорилс€ весь. ЂЋадї Ч Ђстадї Ч Ђрадї, ¬ это поистине можно поверить.

Ќо Ђ грызтьс€ радї и Ђ волчь€ кл€тваї (а другого он сказать не мог) вопиют против соединени€, Ч эти сочетани€ обличают.  л€тва взрываетс€, натура дает себ€ знать, что и увидел ловчий.

»скуснейшую по дипломатии речь ¬олка на Ђмирныхї переговорах Ч прервал ловчий, который до времени сдерживал гончих: шли переговоры.

Ђѕослушай-ка, сосед, Ч

“ут ловчий перервал в ответ, Ч

“ы сер, а €, при€тель, сед...ї

—овременники рассказывают, что, чита€ эти строки,  утузов снимал картуз, склон€л голову и показывал свои седины. ‘акт, достойный исторического полотна. Ёто была бы картина о великом полководце и великом художнике Ч  рылове, запечатлевшем в одном штрихе образ  утузова, полностью и целиком.

—ед.

Ёто не только портрет человека, но и его психологический облик. Ќе только старость, но и мудрость. » не только замечательный портрет полководца, но и автопортрет самого поэта. —казав все о  утузове, он сказал все о себе. » лишь в одном слове.  ратком, как выстрел, и столь же сильном, как удар кисти.

√олос нарастает. —ейчас последует приговор ловчего Ч приговор истории...

Ђј потому обычай мой:

— волками иначе не делать мировой,

 ак сн€вши шкуру с них долойї.

¬ы слышите, каким быстрым и резким стал стих. Ёто и справедливость и ожесточение. »м€ этому Ч возмездие.  ара. –асплата за злоде€ни€. “ак был в истории впервые сформулирован принцип безоговорочной капитул€ции. » тут же выпустил на ¬олка гончих стаю, Ч завершает дело.

Ђ¬олк на псарнеї Ч произведение историческое.  ак таковое, оно €вл€етс€ глубоко философским. ¬ нем в живой поэтической форме  рылов решает сложнейшие вопросы философии историиЧвопрос о движущих силах истории, о роли масс в истории, о роли личности в истории, об отношении вожд€ и массы.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение