Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Жизнь и творчество Анны Ахматовой в годы гласности. Часть третья (Ахматова Анна)


К поэме примыкает ряд стихотворений 1935–1940 годов («Немного географии», «Подражание армянскому», «Стансы» и др.). Это своего рода заметки на её полях, комментарии, варианты, углубляющие определённые темы и мотивы, дающие более полное представление об эпохе. В некоторых из них звучит прямой вызов бесчеловечному режиму, деспотической власти, кровожадному «вождю народов». В «Подражании армянскому» (1939?) Сталин уподобляется всемогущему восточному владыке, обладающему нравственным обликом людоеда.


Люди для него – не более, чем стадо, предназначенное для пожирания и обязанное к тому же восхвалять деспота. Традиционная форма восточного верноподданнического славословия, недвусмысленно соотносимая с пропагандой сталинского культа, пронизана издевательской ахматовской иронией. Притворно-подобострастный тон обращения не может скрыть его убийственную разоблачительную подоплёку:

«Я приснюсь тебе чёрною овцою

На нетвёрдых, сухих ногах,

Подойду, заблею, завою:

<<Сладко ль ужинал, падишах?

Ты вселенную держишь, как бусу,

Светлой волей Аллаха храним …

И пришёлся ль сынок мой по вкусу

И тебе и деткам твоим?>>»

Ахматовское иносказание имеет точный политический адрес, обнажает беспредельный антигуманизм Сталина, равнозначный каннибализму.

В стихотворении «Стансы» (1940) «кремлёвский горец» дан как духовный наследник российского самодержавия, впитавший самые отвратительные черты различных монархических режимов: непомерную жажду единоличной власти, культ помазанника божия, деспотизм, жестокость, ложь, иезуитство, подозрительность, обскурантизм, невежество. Исторические аналогии дают почувствовать, как далеко назад отброшена страна по сравнению с революционно-демократическими завоеваниями 1917 года. Исторический пейзаж, вызывая ассоциации со стрелецкой казнью, погружает нас в атмосферу террора, слепой злобы, политического смрада, гнусных интриг, страха.

Foxford

Очаг кошмара, расползающегося по стране, - Кремль, пропитанный бациллами самодержавного деспотизма:

«В Кремле не надо жить. Преображенец прав.

Здесь древней ярости ещё кишат микробы:

Бориса дикий страх, и всех Иванов злобы,

И Самозванца спесь – взамен народных прав».

В противовес устоявшемуся в 30-е годы канону изображения Кремля как символа надежд прогрессивного человечества А. Ахматова рисует его как оплот политической реакции, воскресившей, казалось бы, похороненные историей реликты средневековья. Неслучайно допетровская Москва противопоставляется европеизированному Петербургу. В трактовке А. Ахматовой это консервативная политическая сила, противящаяся прогрессу, пронизанная духом исторической реставрации. Сквозь все щели и дыры лезет старый ужас, подчинивший себе новые формы жизни. Постигаемая через историю современность обнаруживает поразительное сходство с самыми мрачными страницами прошлого, выявляет истинный государственно-политический облик сталинского режима.

Поэтесса проницательно разглядела в тоталитарной системе черты самодержавно-феодальной деспотии, а в Сталине – «падишаха», наделённого неограниченной властью над жизнью подданных. Здесь – истоки трагедии народа, запечатленной в «Requiem»-е, первопричина изломанности судьбы самой А. Ахматовой.

Цикл «Черепки» (1950 ? – 1952), не вошедшие в основные книги стихотворения 1957 – 1965 гг. («Ты напрасно мне под ноги мечешь», «Не с лирою влюблённого», «Все ушли, и никто не вернулся», «Другие уводят любимых», «Так не зря мы вместе бедовали» и др.) – это фрагменты единой исповеди о жизни «под крылом у гибели», «на дыбе», в тюрьме. Сквозь строки произведений А. Ахматовой проступает образ человека, у которого отнято всё: свобода, счастье, доброе имя, осквернено «пречистое слово», растоптан «священный глагол». Такова цена за неприятие крови и смрада, за попытку «охранить чувство личности и ощущения «я» в нашу эпоху оптовых смертей и гигантских мясорубок». В мире ложных фетишей, тотальной несвободы, обесчеловечивания человека поэтесса ощущает себя арестанткой в сносившемся дотла ватнике, городской сумасшедшей, прокажённой с трещоткой в руке. Как ни тяжело это для А. Ахматовой, - всё же предпочтительнее, чем воспевание ада и его владык. Вот почему само её молчание на фоне безудержных славословий приобретает значение оппозиционности и слышится повсюду:

«Оно судебный наполняет зал,

И самый гул молвы перекричать

Оно могло бы, и подобно чуду

Оно на всё кладёт свою печать».

Такова сила воздействия истинного поэта, который неизмеримо больше совокупности созданных им произведений. А. Ахматова разделила судьбу многих, но гонимая, оклеветанная, нищая, беззащитная, измученная оставалась верна своему предназначению. Невозможно осудить её за «Стихи к Сталину» (1951), которые спасли жизнь сыну во время третьего ареста. А. Ахматова не могла себе позволить «остаться чистой» за счёт гибели другого. В насилии, совершённом над словом, над человеческой личностью, повинна преступная, бесчеловечная власть. Но убить в А. Ахматовой поэта так и не удалось. Не только мученицей и «плакальщицей», но и судьёй своего времени, философом, осмысливающим нравственные законы бытия, живой нитью, связывающей разорванную культурную традицию, человеком, способным творить гармонию, предстаёт она перед читателем. Проблема духовного самостояния личности в мире, «отменившем» совесть, веру, свободу, гуманизм, завещана А. Ахматовой как главная проблема её творчества. Незадолго до смерти, обращаясь к самой себе, поэтесса писала:

«А тебе ещё мало по-русски,

И ты хочешь на всех языках

Знать, как круты подъёмы и спуски

И почём у нас совесть и страх».

Как и О. Мандельштам, А. Ахматова считала, что человек должен быть твёрже всего в мире, соизмеряя свою жизнь с велениями совести, разделяя с другими людьми ответственность за все вывихи века. То, что долгие годы воспринималось как «изоляция», оказалось выбором духовной свободы, выбором судьбы – и определившей место А. Ахматовой в пантеоне отечественной поэзии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 23:53:30
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение