Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Алматинская аномалия (О литературе)

Евгений Абдуллаев, один из значимых фигур в постсоветской литературе, написал статью («Алматинская аномалия») на тему современной русской литературы Казахстана. Он сам из Узбекистана и поэтому именует свое мнение как «внешнее» (1) т.е. «объективное» или «взгляд извне». Статья фокусируется на трех стадиях развития русской литературы Казахстана: развал СССР (1990-ые), начало 2000-х и настоящее время (2015). Как и предполагалось, автор говорит про тяжелые времена русской литературы и как она находилась в предынфарктном состоянии после принятия независимости (90-ые и начало 2000-х).

Большинство представителей русской литературы было и сейчас находится в Алма-Ате и не удивительно, что именно жительница г. Алма-Ата, Ольга Маркова, смогла создать «новую литературную волну». Несмотря на то, что она была прикована к инвалидной коляске, в ней она сидела, как королева на троне (2). Именно благодаря ей, а именно журналу «Аполлинарий», который она стала издавать в 1993 году, было положено начало литературы в современном Казахстане.

Ольга Борисовна руководила единственными в Казахстане литературными курсами для начинающих писателей «Мастер-класс». Позже, в 1998 году, она создала фонд «Мусагет», главная цель которой является всецело оказывать поддержку и развивать культуру в Казахстане. Фонд «Мусагет» помог объединить людей с современным литературным мышлением и находить средства для своих проектов. Также появляются международные организации готовые помочь финансово (Фонд Сороса, нидерландский Hivos) (3). До 2008 года, Ольга Маркова была бессменным руководителем фонда, но после того, как она ушла из жизни, «Мусагет» закрылся и все задались вопросом «что будет дальше?».

«Мусагетовский круг» писателей потихоньку стал о себе заявлять. Они выделяются своим особым стилем, в частности тяготением к верлибру, постепенное отречение от традиционной силлаботоники, исчезновение рифмы, гетероморфные стихи (симбиоз силлаботоники и верлибра), разные варианты верлибра (медиативный, визуальный, кинематографическая поэтика). В целом, Абдуллаев акцентирует внимание на новых видах поэзии в Казахстане и, по-моему, это не есть плохо потому, что стандартной поэзии нужно было освежиться и попробовать что-то новое, что предлагают например Ксения Рогожникова, Айгерим Тажи, Марат Исенов и другие новые представители современной русской поэзии в Казахстане. Как говорится «меняйся или сдохни»: литературе нужно было что-то поменять или она как минимум потеряла бы свою популярность в Алма-Ате и не только...

Абдуллаев фокусируется на личностях, что стоят за современной русской литературой в Казахстане и не упоминает ни одной государственной поддержки за всю историю. Он приводит аллюзию «Алматинской аномалии»: «В Алма-Ате есть одно место. Дорога идет в гору. У машины выключают двигатель. Но, вместо того чтобы скатываться назад, она движется вперед, вверх...». Следуя этой аномалии, представители русской литературы Казахстана каждый год стабильно показывают результаты и мелькают в «Русских премиях». «Машина» неуклонно движется вверх и без поддержки «двигателя» (государства), но как справедливо подмечено автором, государство и не мешало развитию литературы. Учитывая, что государство должно быть катализатором и поддержкой всей культуры, в Казахстане ситуация плачевна. Как говорила Ольга Маркова, «в Казахстане нет ни одной государственной премии, которая соответствовала бы общепринятому мировому образцу... Главная проблема государства это то, что она пытается оценивать поэтов и писателей объективно, но в литературе даже самая профессиональная оценка всегда субъективна...» (4).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.