Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Жизнь и творчество Анны Ахматовой в годы гласности. Часть первая (Ахматова Анна)


Боль и гнев вздёрнутого «на дыбу» народа, кровавый разгул «ежовщины», неприятие террора, беззакония, глумления над священными правами человека отразила поэма А. Ахматовой «Requiem» (1935-1940). Непосредственным толчком к созданию произведения послужил арест сына А. Ахматовой – Л. Гумилёва. Но «Requiem» впитал в себя всю муку, унижения, тоску, страх, равно как протест против неслыханного насилия над людьми, которые были накоплены в их душах. Об этом свидетельствует признание поэтессы в предисловии к поэме:

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.


Как-то раз кто-то ,,опознал,, меня. Тогда стоящая за мной женщина, с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо (там – все говорили шёпотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

Ахматова и воспринимала работу над поэмой как свой гражданский долг, веление совести, хотя осознавала, какой страшной опасности себя подвергает. Передаваемый в надёжные руки, уничтожаемый и вновь восстанавливаемый, хранимый в памяти, «Requiem» дошёл сегодня до тех, кому предназначался.

Поэма невелика по объёму. Она состоит из посвящения, вступления, десяти глав и эпилога. Название указывает на её жанровое сродство с музыкальными произведениями траурного характера.

Foxford

И общая тональность поэмы, и её структура, и образная система подчёркивают приверженность А. Ахматовой традиции христианской религиозной культуры. Вместе с тем в произведение вплетается мелодия народного плача, используются элементы тюремного фольклора, имеющие специфически «российскую» окрашенность. На этом мрачном, трагедийном фоне развивается лирическая тема – страдания матери, сын которой приговорён к смерти. Музыкальный принцип композиции организует подъёмы, спады, нарастание эмоционального переживания, отражающего «хождения» души «по мукам». Все элементы структуры поэмы «прорастают» друг в друга, укрупняют личное до общего, в частном открывают всечеловеческое.

Как бы ещё «за сценой», предваряя повествование, звучит «хор» каторжан, из которого постепенно выделяется голос лирической героини. Доминирует извечный мотив тюремных песен – оплакивание своей неволи, тягот заключения, жалобы на жизнь. Но есть и иное: стремление вызвать ощущение особой трагедийности положения заточенных в темницу, перед горем которых склоняется сама природа.

«Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река, -»

Пишет в самом начале поэмы А. Ахматова. Далее герои посвящения «отождествляются» со своими оставшимися на свободе близкими, «перевоплощаются» в них. Таким образом проводится мысль о безвинности людей, брошенных в «каторжные норы», обречённых на муки и, может быть, смерть. В то же время раскрывается однотипность судеб тех, кто оказался за решёткой, и их сограждан за пределами тюрьмы. Унылый хореический размер тюремной песни переносится и на повествование о «воле», перекликаются эпитеты, характеризующие психологическое состояние арестантов и их родных («смертельная тоска» - «мёртвых бездыханней»), «взаимопроникаемы» образы людей, на которых обрушилось несчастье. Кажется, что к «хору» присоединяются новые голоса, мрачная мелодия ширится, ритм её передаёт и внезапную остановку сердца, и спотыкающийся шаг выслушавшего приговор, и интонацию вопроса, на который нет ответа.

Сдержанно-скорбная интонация сменяется во вступлении взрывом гнева, открытым выплеском боли, страстным обличением политического режима, превратившего страну в застенок:

«Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь».

А. Ахматова создаёт образ страшного, трагического времени, когда торжество антигуманизма достигло своего апогея, господствовал свирепый террор. Нормальная человеческая жизнь, показывает поэтесса, стала невозможной, её загоняют в тюрьмы, теплушки, лагеря, топчут, насилуют, уничтожают. Акцентируется противоестественность происходящего. Ленинград предстаёт как микромодель страны-тюрьмы. Россия наделяется обликом корчащейся от боли женщины, распинаемой палачами. Это олицетворение, сохраняя всю силу конкретно-чувственного воздействия, раскрывает масштаб направленного против народа террора. Астральная символика усиливает впечатление нависшей над Россией ночи.

На фоне общенародной трагедии идёт повествование об одной из человеческих судеб – судьбе матери, у которой отнимают самое дорогое – сына (гл. I – X). Перед нами как бы страницы лирического дневника, раскрывающие непомерную муку страдающей души. Здесь и конкретные биографические факты, и воспоминания, и исповедь о пережитом. «Записи» сменяют друг друга вне всякой последовательности, непроизвольно, как вылились из сердца. В них – потрясение, отчаяние, оцепенение бессилия, крик, безнадёжность, ужас, скорбь. Явственно ощутимы подъёмы и спады лирического чувства, некоторые главы оборваны на полуслове – и это также один из приёмов, раскрывающих силу страдания. Порою А. Ахматова говорит о себе как о постороннем человеке, как бы себя не узнавая, не будучи в состоянии постичь страшного поворота судьбы. Контраст между счастливым, беспечным прошлым и безумным настоящим ещё более усиливает драматизм происходящего. Сильны мотивы похоронного плача, похоронного обряда.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:11:58
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение