Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Люди «дна»: характеры и судьбы (Горький Максим)


Упрямо я стремлюсь ко дну,

Дыханье рвется, давит уши...

Зачем иду на глубину -

Чем плохо было мне на суше?

В.С. Высоцкий

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в 1902 году, в предреволюционное время, когда в обществе стали появляться волнения. В этот момент политические, экономические и социальные проблемы достигли своего пика. Тогда человеку требовался призыв к действиям, которые смогут нарушить устоявшиеся порядки. Именно таким обращением к людям и стала пьеса «На дне».

На страницах произведения находят отражение человеческие мысли, чувства, мечты. Персонажи пьесы – люди 20 века. В тот момент старая эпоха стремительно разрушалась и начиналась новая жизнь. Но мы не можем сказать, что все они относятся к типичным представителям общества того времени.


У каждого из героев своя судьба, свои надежды и стремления. Но одно их объединяет точно – все это люди дна, изгои, отвергнутые социумом, они не могут найти себе места в нормальном обществе.

Каждая деталь произведения показывает нам то, насколько сильно эти люди погрязли в своих пороках и разврате. Например, обстановка в ночлежке. Место это неприглядное, малопривлекательное: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Грязная и некрашеная мебель, «везде по стенам – нары». В общем, ночлежка символизирует социальное «дно» общества, на котором волею судьбы оказались Васька Пепел и Актёр, Бубнов и Клещ, Лука и Сатин…

Всех их объединяет то, что они не вписываются в общепринятые нормы.

Foxford

Большинство из них попало туда из-за своей слабости, не имея возможности противостоять обществу или соответствовать ему в полной мере. Но что же стало главной причиной, что каждый из них оказался здесь?

Бубнов в прошлом был скорняком - мастером по изготовлению изделий из меха и кожи. Он был женат, но супруга его влюбилась в одного из работников. Бубнова одолела такая ярость, что он хотел даже убить ее, но вовремя остановился. С тех пор он живет в ночлежке, а «мастерская на жену была… и остался я – как видишь!» Да, предательство любимого человека простить сложно. Оно заставляет страдать от душевной боли, которая мешает дышать, есть, спать. Но время лечит любые раны, даже самые глубокие. Так почему же он не стремится обратно к нормальной жизни? Почему остается там, где у него нет никакого будущего?

Актера погубило пристрастие к алкоголю: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня!» Он больше не может играть на сцене, ведь никому не нужен артист, постоянно забывающий сценарий. Пьянствует он на чужие деньги, ничего сам не зарабатывая. Поэтому и за жилье он платить не может, оставаясь в долгу у господина Костылева. Актер ни к чему не стремится, живя воспоминаниями о невозвратном прошлом. Так и было до того момента, как в ночлежке появился Лука. Старик рассказал Актеру о том, что есть бесплатная лечебница для пьяниц. Конечно, странник выдумал ее, ведь он не указал ни города, ни названия больницы. Но Актер настолько загорается идеей вылечиться и снова играть в театре, что бросает пить и начинает копить деньги на дорогу. Здесь многие читатели думают, что вот тот персонаж, который сможет подняться с самого дна. Но всех их ждет жесткое разочарование. Узнав об обмане, Актер снова начинает выпивать, а затем кончает жизнь самоубийством. Почему, поняв, что такой больницы не существует, Актер перестает в себя верить, перестает стремиться наверх? Неужели нельзя перестать пить и уехать в другой город, начав совершенно новую жизнь? Он выбрал самой простой путь – уйти от проблем, просто лишив себя жизни. Но ведь трудности возникают у каждого, они неотъемлемая часть нашего существования. Именно слабость героя, неспособность противостоять самому себе, своим порокам и привела его к гибели.

У некоторых обитателей ночлежки иногда возникают мысли о том, чтобы уехать оттуда и начать все сначала. Например, Васька Пепел был выходцем из «воровской династии» и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: «Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын...» Однако его отталкивает такое жалкое существование: «Как в трясине тону… за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит…" Влюбленность в Наташу побуждает его к действиям, он действительно собирается уехать вместе с ней куда-нибудь подальше, начать новую жизнь. Но волею судьбы, во время драки он убивает Костылева, за что его вскоре сажают в тюрьму. Возможно, Васька Пепел смог бы преодолеть этот барьер, через который так тяжело переступить, чтобы начать новую счастливую жизнь.

Большинство персонажей, скорее всего, так и останутся на дне, даже не пытаясь выбраться наверх. Но есть герои, которые приложили немного усилий и переступили эту грань …

Например, Наташа – девушка с тяжелой судьбой. У нее нет собственного дома, из-за чего она вынуждена жить у сестры; Василиса ее ненавидит и всячески пытается сжить со свету. После того, как ее ошпаривают кипятком, девушка попадает в больницу. Но в ночлежку она больше не возвращается. Так почему же эта героиня пьесы не осталась на том самом дне, а попыталась начать жизнь с чистого листа? Наверное, при помощи этого персонажа М. Горький хотел показать нам, что все возможно, но нужно приложить немного усилий и начать действовать.

Я считаю, что почти все обитатели «дна» склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Но если бы все сложилось как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Потому что каждый из нас сам выбирает свою дорогу. И только от тебя зависит: опустишься ты на самое дно или будешь бороться со всеми трудностями.

Таким образом, при помощи персонажей пьесы М. Горький показывает нам, что каждый волен решать сам, как ему поступить: остаться на дне, не имея возможности жить нормальной жизнью, или пробираться наверх, преодолевая все преграды.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:58:15
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение