Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Нравственные поиски смысла жизни Андреем Болконским по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)


В произведении Л. Н. Толстого “Война и мира” затрагивается немало разных тем. Это и причины военных неудач 1805-06 годов, и героизм, и роль личности в истории. Но больше всего меня затронула тема поиска смысла жизни, которая раскрывается через образы Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Пьер и Андрей — друзья. Они не похожи друг на друга, а, как известно, противоположности притягиваются. Лично мне из двух героев больше нравится Андрей. Если Пьер стал на путь поиска смысла жизни в силу обстоятельств, то Болконский сделал это осознанно, потому что ему наскучила светская жизнь.

Я считаю Андрея одним из достойнейших представителей высшего света. Князь никогда не был страстным любителем светских балов, ему чужды лицемерие и ценности, носителями которых являются Курагины или Берги.


Немудрено, что светская жизнь надоела Болконскому. Семейная жизнь, а именно жизнь с женой Лизой, которую князь любил и которая была беременна на начало романа, тоже наскучила герою. Даже внешность его Толстой описывает так, чтобы показать отношение князя к жизни: "Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой".

Андрей Болконский — молодой, богатый, умный, образованный человек, которого уважают в обществе. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Андрей же понимает пустоту образа жизни, который он ведет: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти". Андрей осознает, какой у него есть потенциал. Как найти ему применение? В 1805 году ответ на вопрос был, наверное, очевиден: пойти на войну. К тому же это шанс увидеть кумира — Наполеона! Надо понимать, что Андрей пошел на войну это не из-за патриотизма, а ради славы, чтобы самореализоваться. Человек, ни разу до этого не бывавший на войне, Болконский не осознавал ее опасность.

Шенграбенское сражение — дебют Болконского в качестве военного. С этого сражения Андрей начал осознавать, что такое война на самом деле. Это не только слава, но и смерть, другие ужасы. Болконский понимает, насколько далек от народа, насколько трудно преодолеть сословный барьер, общаться с простыми людьми.

Аустерлицкое сражение. Переломный момент в жизни Андрея. Пытаясь совершить подвиг (подхватить знамя и повести полк за собой), который бы приблизил героя к славе, Болконский был ранен. Находясь на грани жизни и смерти, видя “бесконечное небо”, о котором еще не раз вспомнит, он осознает, насколько ничтожными были его мечты. И даже “Наполеон — его герой, в ту минуту казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.

Важен ли Аустерлиц для Болконского? Безусловно. Ведь именно это сражение открыло герою глаза на мир, на ценность жизни. Столкнувшись со смертью, Андрей понимает, насколько ничтожными были его мечты о славе, его восхищение Наполеоном. Если бы не Аустерлиц, возможно, Андрей потратил бы еще много времени, пытаясь найти счастье в славе.

Когда князь оправляется после ранения и возвращается домой, его встречает ужаснейшая новость: умирает во время родов Лиза, его жена. На глазах героя. Безусловно, это не могло не повлиять на и без того измученного Андрея. Во-первых, такое событие ужасно само по себе. Во-вторых, Болконский чувствует свою вину в произошедшем, ведь, уходя на войну, он бросил жену. “Мертвое укоризненное лицо жены” Толстой позже назовет одним из лучших моментов жизни Андрея. Почему? Возможно, это конец семейной жизни, которая давно наскучила герою.

Болконский замыкается в себе. Он уезжает в Богучарово, где занимается воспитанием сына и хозяйством. Здесь следует вспомнить Пьера. Оба героя пытались улучшить условия жизни своих крестьян. И у Андрея, в отличие от Пьера, это получилось. Это связано с тем, что Андрея действительно волновало положение простых людей, в то время как Пьер лишь хотел отвлечься от пустых светских обязанностей, которые пришли к нему вместе с богатством. К тому же Андрей был более сильным и опытным человеком.

Долго жизнь в отчуждении продолжаться не могла. Андрей едет в Отрадное и видит дуб: сначала — старый, позже — “весь преображенный”. Он побуждает героя задуматься. Болконский приходит к такому выводу: “Нет, жизнь не кончена и тридцать один год...”. Андрей решает, что нельзя жить в одиночку. Нужно, чтобы жизнь его затрагивала и других. Поэтому он возвращается в Петербург и становится чиновником.

Законодательная деятельность в чем-то похожа на мечты героя о славе. Болконский снова сотворил себе образ кумира. На этот раз им стал Сперанский — выдающийся государственный деятель: «Князь Андрей следил за каждым движением и словом Сперанского, как это бывает с людьми, которые строго судят своих ближних, он искал в нем полное совершенство человеческих достоинств». Но снова Болконский разочаровывается и в своих мечтах, и в своем кумире. Во-первых, он видит, что, составляя законы, многие руководствуются своими собственными интересами. Во-вторых, Сперанский все же оказывается далеко не таким, каким его представлял Андрей. Особенно фальшь его образа заметна на фоне образа Наташи Ростовой, с которой во время службы Болконский знакомится ближе.

Роман с Наташей был счастливым и даже шел к браку. Но Николай Болконский, отец Андрея, потребовал отложить свадьбу на год. В это время Ростова сближается с Анатолем Курагиным и впоследствии уходит к нему от Андрея. Болконский отпускает Наташу и даже винит себя в случившемся, ведь именно он был недостаточно внимателен к девушке. Это положительное качество Андрея — не винить в своих недостатках остальных.

Возможно, если бы брак состоялся раньше, Наташа бы уже не ушла к другому. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Возможно, брак Болконского и Ростовой был бы счастливым, если бы Андрей изменился, стал более открытым. В ином случае, мне кажется, жизнь двух героев была бы испорчена.

Болконский снова уходит на войну. Попав на фронт, он сначала не понимает, зачем ему это. Но постепенно в нем просыпаются чувства. Так, например, видя раненого Анатоля Курагина, он испытывает к нему жалость. В войне 1812 года цель героя не прославиться. Он осознает, насколько эта война важна для России. Болконским движет любовь к Родине, я считаю.

Андрей снова ранен и на грани жизни и смерти. Он попадает в дом Ростовых, где снова сближается с Наташей и прощает ее. Болконский рассуждает о жизни и приходит к выводу, что нужно жить не для себя, а для других.

Почему же он осознает это лишь перед самой смертью? Андрей наконец-таки понял, для чего живет, так почему же Толстой на этом моменте обрывает его судьбу? Здесь тоже следует вспомнить Пьера. Андрей был неспособен так приобщиться к народной жизни, как это удалось Безухову. Я думаю, что Болконский не смог бы преодолеть свою замкнутость и осуществить мечту о том, чтобы все жили с ним вместе. На мой взгляд, он никогда не смог бы стать счастливым. Поиски смысла жизни Пьером не прекращаются, потому что он постоянно в движении, он заканчивает одно дело и начинает следующее. Андрей же если начинает что-то, то, вероятно, не закончит.

Почему мне понравился именно этот герой? Во-первых, он умен, образован. Он кажется действительно хорошим человеком; его не искушают прелести высшего света, образ Болконского можно противопоставить образам Долохова, Курагиных, Бергов. Болконский понимает, что ценности этих людей фальшивые, поэтому пытается найти свой смысл жизни.

Во-вторых, Андрей не отрицает свои недостатки и стремится к самосовершенствованию. Тем не менее есть и такие изъяны характера, которые князь не смог преодолеть. Многое он начинает, но не доводит до конца. Так было с мечтами о славе, так было с законодательной деятельностью. Также Андрей очень замкнут в себе, поэтому трудно сходится с людьми. По этой причине, я считаю, не удался его роман с Наташей.

Образ Андрея Болконского — это образ человека умного, образованного, стремящегося к самосовершенствованию, но при этом не лишенного недостатков. В том, что князь не смог найти свое место в жизни, можно винить светское общество, которое создает неприемлемые для таких, как Андрей, людей ценности. Образы Безухова и Болконского в чем-то похожи. Но Пьер, как более открытый человек, смог слиться с народом, найти свое место в жизни. Болконский не умер — его начинания будут продолжать сын Николенька, Пьер. В любом случае жизнь Андрея, полная трудностей, была не напрасна, и герой смог оставить след после себя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:03:56
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение