Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


О. Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 3 (Литература XX века)


Публикации последних лет («День стоял о пяти головах. Сплошные пять суток …», «Лишив меня морей, разбега и разлёта», «Я в сердце века – путь неясен …», «Что делать нам с убитостью равнин», «Обороняет сон мою донскую сонь», «Тайная вечеря» и др.) приближают нас к авторским редакциям «Московских стихов» (1930 – 1934), «Воронежских стихов» (1935 – 1937).


Концентрируют в себе основные мотивы «позднего» творчества О. Мандельштама, связывают воедино «начала и концы» его поэзии «Стихи о неизвестном солдате» (1937). Это исполненный трагизма реквием по всем убиенным – жертвам ХХ века, беспощадное обвинение восторжествовавшему мраку, антигуманизму. Символические образы земли, на которой гибнут миллионы, и принимающие их души неба задают повествованию вселенский масштаб. Перед лицом вечности автор выступает как судья преступлений настоящего, пророк страшных утрат, которое ещё понесёт человечество, вовлекаемое во всё новые круги ада. Прозрения О. Мандельштама ошеломляют. Кажется, что он провидит будущее: и всесоюзный ГУЛАГ, и гитлеровские концлагеря, и вторую мировую войну, китайскую «культурную революцию», кампучийский геноцид, другие свидетельства позора.

Foxford

Уничтожение бесчисленных миллионов в образном плане изображается в стихотворении как тотальная война против жизни, против гуманизма, приравнивается к катастрофе. Символическим её адекватом становится в стихотворении космическая аномалия – второе небо, проявляющееся над землёй: «воздушная могила», «убитых задёшево», превращённых в ничто, ставших луче-световой энергией.

По аналогии с древнерусской системой счёта «тьма тьмы» (т.е. не поддающееся исчислению количество) для обозначения астрономических величин потерь О. Мандельштам создаёт ещё более сложную форму: «за полем полей поле новое». Метафора О. Мандельштама основана на утроении понятия «поле», означающего в физике пространство, насыщенное элементарными частицами, в пределах которого проявляется действие каких-либо сил. Но из контекста видно, что эти частицы – то, что было когда-то людьми, их число невозможно вообразить. Сравнение с косяком улетающих журавлей вносит невыразимо щемящую, трагическую ноту прощания с теми, кого мы больше никогда не увидим. О. Мандельштам «помещает» мучеников, от которых не осталось даже имён, на небо. Каждый из них – неизвестный солдат, перемолотый мясорубкой ХХ века.

Поэт не может примириться с «анонимной», часто утаиваемой гибелью миллионов. И явно вопреки стремлению сталинизма скрыть правду он жаждет донести её до потомков, «воскресить» замученных и убитых. Именно таков смысл «переклички», устраиваемой в конце стихотворения:

О. Мандельштам предсказал собственную гибель «с гурьбой и гуртом»: он, как и многие, умер от невыносимых условий лагерной жизни. От неминуемой судьбы не спасла художника и сочинённая перед концом ода Сталину («Если б меня наши враги взяли», 1937). «Не было раз и навсегда избранных решений, абсолютных ответов на все вопросы. Человек колебался между отрицанием и утверждением – и изнемогал в этой ежедневной борьбе. Так жили лучшие, самые совестливые и честные, наверное, были ещё святые, не знавшие колебаний, - о них до нас сведения не дошли…» - так объясняет А. Кушнер причину появления оды, и в этом он расходится с женой поэта Н. Мандельштам, утверждавшей: «О. М. сделал это с верёвкой на шее». Как бы там ни было, художник сам перечеркнул здравицу вождю, начав писать спустя всего несколько дней «Стихи о неизвестном солдате». И воспринимается сегодня О. Мандельштам как пример несломленности человеческого духа, верности своему жизненному предназначению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 17:53:03
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение