Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2 (Литература XX века)


<…> средств к существованию, «наказанного» голодом за нежелание снова возвращаться в крепостное состояние. Поэт даёт почувствовать, что крымский разор, запустение – ещё не самый страшный вариант обрушившихся на народ страданий. Здесь ещё живы, не съедены овчарки, охраняющие дома, у жителей можно выпросить какое-то подаяние. В крымский пейзаж включены люди-тени – символы Украины и Кубани, по которым прокатился каток коллективизации и организованного голода, унесший миллионы жизней.


Поэт не конкретизирует внешний вид несчастных беженцев, - видимо, это выше человеческих сил. Не случайно посвящённая им строка обрывается многоточием, как будто гордо поэта сдавливает спазм. Но метафора «тени страшные» заключает в себе всё. Она не только даёт представление о предельной степени истощения, когда люди уже не похожи на людей, но и вызывает ассоциации с тенями загробного мира. Живые мертвецы, живые скелеты, - вот кого видел перед собой О. Мандельштам как неотъемлемую часть общей картины Крыма в то время, как газеты, захлёбываясь, сообщали о победе колхозного строя. Нейтрально-сдержанный характер описания призван передать привычность изображаемого – никого не ужасающего, не вызывающего стремления немедленно оказать гибнущим людям помощь.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Не впрямую – опосредованно – О. Мандельштам свидетельствует о полном равнодушии государства к своим жертвам, ни на что не надеющимся, не смеющим роптать. Если они и ищут спасения, то у таких же простых тружеников, которые часто сами ничего не имеют, да и не в состоянии накормить всех обездоленных. Заключительные строки стихотворения концентрируют в себе весь ужас обречённости, униженности, бесправия, который не менее страшен, чем сама смерть. При этом, как и во всём произведении, очевиден контраст между внешне бесстрастной манерой повествования, обыденностью изображаемых явлений и душераздирающим подтекстом. Так художник выразил ещё одну характерную черту страшного времени: утаивание боли, трагедии, не смеющих себя высказать, похороненных в душе, бесследно исчезающих вместе с человеком. О. Мандельштам считал своим долгом «говорить за всех», чем бы это ему ни грозило.

Особенно глубоко – изнутри – раскрыл поэт драматическое мироощущение интеллигенции, признанной тоталитаризмом «социально неполноценной», сживаемой с лица земли, загоняемой в «подполье». О. Мандельштам знал психологию новых «отверженных» досконально. Он отразил и трагизм их судеб, и душевную пытку дамокловым мечом террора над головой.

В стихотворении «Дикая кошка – армянская речь» (1930) поэт воспроизводит фрагмент разговора встретившихся на жизненных перепутьях гонимых интеллигентов, в немногих словах раскрывающих горькую надсаду измученных душ:

«Долго ль ещё нам ходить по гробам,

Как по грибы деревенская девка?»

В отличие от крестьянского безмолвия здесь ещё слышится ропот – но слабый, угасающий, что точно передаёт пауза, как будто фиксирующая жест махнувшего на себя рукой человека, за которой следует безнадёжное:

«Были мы люди, а стали людьё»

«Людьё» - антитеза понятия «люди»: отбросы общества, парии сталинизма. Уничижительно-пренебрежительный оттенок в окраске слова в полной мере соответствует реальному положению тем, в ком не видят больше людей. Жертвы классовой дискриминации выталкиваются из нормальной жизни, обрекаются на мучения и гибель. В раннем варианте стихотворения появлялся «Чудный чиновник без подорожной, // Командированный к тачке острожной». В окончательном варианте изображается больной лихорадкой ссыльный. Вид его «страшен», но не пробуждает у других сострадания. Над ним можно безнаказанно измываться, к живому относиться как к падали:

«Пропадом ты пропади, говорят,

Сгинь ты навек, чтоб ни слуху, ни духу».

О. Мандельштам даёт понять, что это общая судьба многих и многих. Воссоздавая окружающую обстановку, поэт не разграничивает яви от бреда, между которыми, нет принципиальной разницы. В самом ли деле с потолка вниз падают пауки, а по простыне ползают мухи или это такая же галлюцинация, как и полки марширующих птиц, так до конца и остаётся неясным. Атмосфера полуяви-полукошмара соответствует кошмару реальной жизни, безжалостно разбивающей сердца. Поэт отделяет себя от других «отверженных», так же раним бесчеловечностью, угнетён мрачной жизненной перспективой. Он напоминает, что природа людей одна – человеческая, абсурдно, негуманно делить их на «разряды», лишать того, чем богата и прекрасна жизнь. О. Мандельштам не мог не откликаться на её светлые проявления, но нервное напряжение, тоска, страх никогда не отпускали его полностью. В собственной квартире поэт чувствовал себя заключённым задолго до ареста («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «Квартира тиха, как бумага»). Стихотворения 1930 – 1937 годов с колоссальной силой передают драматические переживания человека, на которого «кидается век-волкодав», в индивидуальном преломлении отражаю трагедию общенародной судьбы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:58:23
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение