Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Н. Клюев: Творчество в годы гласности. Часть 3 (Литература XX века)


Процветание русской земли в изображении Н. Клюева обеспечивается волей небесных сил, покровительствующих набожному, трудолюбивому, стойкому в испытаниях народу. Святость почитается на Руси как высшая добродетель. Монахи-подвижники и старцы – хранители «истинной веры» - наставляют людей. С именем Бога, Богоматерь, святые так же реальны для них, как родные и соседи, а картина Града Небесного воображается будто увиденная наяву.


Религиозное начало пронизывает всю жизнь русского человека. В поэме перечисляются различные религиозные праздники, цитируются молитвы и пророчества, опоэтизированы предметы религиозного культа:

Когда лампаду возжигали

На Утоли Моя Печали,

На Стратилата и на пост,

Казалось, измарагдный мост

Струился к благостному раю.

Сами проявления религиозного чувства бесконечно разнообразны. Это и тихое умиление, и религиозная экзальтация, и мистическое озарение, и покаянное сознание своей греховности, и неистовая проповедь. Вера совершает чудеса, крестное знамение помогает в борьбе с нечистой силой.

Русская религиозно-филосовская мысль у Н. Клюева лишена ограниченности и ортодоксальности, переплетена со сказочной мифологией, художественным творчеством.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Впитывая и перерабатывая достояние других народов, духовная жизнь расцветает как чудесный, редкостный цветок, хранимый староверческой культурой. Художник вспоминает:

Двенадцать снов царя Мамера

И Соломонова пещера,

Аврора, книга Маргарит,

Златая Чепь и Веры Щит,

Четвёртый список белозёрский,

Иосиф Флавий – муж еврейский,

Зерцало, Русский виноград –

Сиречь Прохладный вертоград,

С Вороноградом Список Вед,

Из Гороскоп – Будды веригу

Я прочитал в пятнадцать лет –

Скитов и келий самоцвет.

Н. Клюев высоко ценит творческий дар русского народа, силу его фантазии, самобытное искусство. И словесная ткань, Песни…» напоминает то резьбу по дереву, то плетение кружев, то вышивание по шёлку, а истоки образной системы поэмы – в церковных книгах и фольклоре.

В произведение органично входит лирическая тема. Она связана с изображением матери поэта – «плачеи и сказительницы» Прасковьи Клюевой, судьбы самого художника – райски-счастливой в детстве, трагической на склоне лет. Самые нежные, взволнованные слова находит автор, чтобы воспеть свет своих очей – мать. Её жизнь предстаёт как светлое горение во славу Божью, чистое сияние неосквернённого духа. Сохраняя определённые биографические черты, образ матери становится в то же время под пером Н. Клюева как бы ликом безмерно любимой им Святой Руси. Это подтверждает изображение смерти матери, которая уходит в небесные селения, будучи не в силах пережить нашествие на Русь воинства Антихриста.

Вводимые в поэму пророчества протопопа Аввкума, отца Нафанаила подготавливают читателя к восприятию картин великой беды, постигшей русскую землю. На ней, показывает поэт, утвердился враг Бога и рода человеческого – дьявол («железный демон»). Во время мировой войны он вершит свой сатанинский покос и в годы мира не отступает от людей, увлекая на адские перепутья. Средствами аллегории, используя библейскую образность, художник отражает наступление новых времён, несущих патриархальной Руси гибель. Деревня, как при татарском иге, взята в полон, обложена непосильной данью, чахнет и вымирает:

Полесья наши, нивы, логии

Ад истощает ясаком

Вместо социального прогресса пришли закрепощение, нищета,

И в русский рай, где кот баюн,

Стучатся с голодом колтун

Одним из первых в русской литературе Н. Клюев указал и на оборотную сторону индустриального прогресса – уничтожение природы, оскудение земли. Как будто провидя будущее, художник пишет:

А и будет Русь безу лыбной,

Стороной нептичной и нерыбной!

Родина уподобляется поэтом деве, которую обесчестили и ослепили, сделали забавой бесов. Перекликаясь с автором «Слова о полку Игореве»; Н. Клюев восклицает:

«О Русь! О солнечная мати!

Ты плачешь роем едких ос». Сердце поэта надрывается от боли, невыносимого страдания. По сравнению с ним меркнут собственные беды художника – отлучение от литературы, ссылка, одиночество, нищета, холод Нарыма. О них Н. Клюев говорит вскользь, как бы стыдясь жаловаться на свою судьбу, когда поруганию и разорению подвергается родина.



Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:07:07
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение