Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Н. Клюев: Творчество в годы гласности. Часть 1. (Литература XX века)


Наиболее последовательным защитником крестьянской России, её традиций, быта, хозяйственной жизни, культуры, языка был Н. Клюев. Наследник духовных сокровищ Древней, допетровской, Руси, сохранённых монастырской и старообрядческой крестьянской культурой, Н. Клюев стремился воскресить в своих произведениях дух русской старины, не дать исчезнуть богатейшему пласту средневекового народного творчества, раскрыть его живое значение для национального самосознания.


Поэт противостоял тенденции всеотрицания по отношению к дореволюционному прошлому, считал необходимым приобщить современников к истокам национальной самобытности, наделившей Россию неповторимым лицом среди других народов мира. Сквозь речевую архаику и «этнографическую» живописность произведений Н. Клюева проступает духовный мир русского человека, показанного в его глубинных связях с природой и космосом, национальной культурой и религией.

Совершавшиеся в обществе процессы поэт проверял Божьей правдой. В 1919г. в статье «Красный набат» художник писал:

Приветствуя революционные перемены, и прежде всего – передел земли, Н. Клюев вместе с тем не мог принять жёсткого политического и экономического курса по отношению к крестьянству, с болью писал о надвигающейся на русскую деревню гибели.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В 1927 – 1928 годах он создаёт поэму «Погорельщина» - своего рода плач по уходящей, «погорелой» Руси» (К. Азадовский).

В произведении явственно различаются две основные части. первая представляет собой поэтическую энциклопедию жизни, быта, верований, культуры, природы патриархальной Руси, впитавшей в себя и своеобразно переработавшей традиции славянского язычества и византийского христианства. Вторая часть рассказывает о её судьбе в новую историческую эпоху.

В центре поэмы – образ полуреальной-полуфольклорной олонецкой деревни Сиговый Лоб, до 20 столетия сохранившей многочисленные приметы русской старины. Стремясь раскрыть истоки самобытной крестьянской культуры, автор всё дальше и дальше уходит в глубь времён, одновременно раздвигая пространственные координаты повествования, воскрешая целый материк средневековой русской жизни, погрузившийся на дно истории, но оставивший нам бесценные сокровища материального и духовного бытия. « (…) Северо-русская медленно и постепенно, как в кинокадре, затуманивается, и наплывают города и края, тоже русские (Устюг, Москва, Звенигород, Вологда, Переяславль, Новгород, Псков, Ростов, Кострома, Киев), и нерусские (Индийское поморье), и даже исторически-библейские (Лидда)». Воображение автора воссоздаёт фольклорно-мифологическую Святую Русь – прекрасную и изобильную, хранимую Спасом, Богородицей, святыми. Дивным произведениям искусства, красивейшим из птиц и зверей уподобляются её города:

Из мрака всплыли острова,

В девичьих бусах заозерья,

С морозным Устюгом Москва,

Валдай – ямщик в павлиньих перьях,

Звенигород, где на стенах

Клюют пшено струфокамилы,

И Вологда, вся в кружевах,

С Переяславлем белокрылым.

За ними Новгород и Псков –

Зятья в кафтанах атлабасных,

Два лебедя на водах ясных –

С седою Ладогой Ростов.

Изба резная – Кострома,

И Киев – тур золоторогий

На цареградские дороги

Глядит с Перунова холма!

Неисчерпаем Н. Клюев в перечислении богатств растительного и животного мира, изображении красоты русской природы, поражающих своей языческой первозданностью. «Кипят плоскогорий недра», плещется прибой пихт, кедров, сосен, леса кишат оленями, лосями, медведями, росомахами, вепрями, белками, а реки и озёра – сельдью, лососем, сигом, налимом; носятся стрижи, летают кукушки, дятлы, сороки, жаворонки, совы, воробьи, голуби, чайки, лебеди, журавли; дарит людям мёд липа, ягоды – земляника, а свой аромат – черёмуха, жасмин, крушина, ландыш, кашка, фиалка; шумят берёзы, осины; ковром расстилается на тысячу вёрст ягель… На русской земле царят мир и покой, гармония между человеком и природой. Причём поэт «расширяет» сферу природы. Она «дополнена» у него крестьянским бытом, который рассматривается как её естественное продолжение и её священный атрибут». «Раю прекрасный» - вот чем для Н. Клюева является Святая Русь – скорее сказка, мечта, утопия, нежели реальность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 18:05:52
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение