Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


М. Волошин: Творчество в годы гласности. Часть 2. (Литература XX века)


Деспотизм же породил особое значение в жизни русского человека веры – часто единственной для него отдушины. Эта вера на грани фанатизма из сферы религиозной распространилась и на сферу политической борьбы. Абсолютизация своих убеждений, принимавшая сакральный характер, порождала утопизм мышления, побуждала добиваться невозможного, не останавливаясь ни перед чем. Здесь – корни, с одной стороны, нетерпимости, с другой – догматизма.


По М. Волошину, неистовость приведённой в движение идеологии-веры сродни «религиозной истерии» - она опасна для общества, призвавшего к государственно-исторической деятельности политически незрелые массы.

Подлинные духовные ценности, созданные российской интеллигенцией – ростком европейской культуры на стволе национального древа,- оказались либо отброшенными, либо извращёнными, уродливо приспособленными к уровню примитивного политического сознания. К этому привело отсутствие у народа какого-либо опыта свободного культурно-исторического творчества, государственного строительства («В анархии – всё творчество России», - констатирует поэт). Отсюда – окарикатуреннось либо не воплощённость идеалов, во имя которых совершалась революция, подмена иванокарамазовских абстракций реальностью смердяковщины.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Деформированное веками деспотизма, изуродованное народное самосознание воспроизвело в новых формах государственного устройства и многие старые черты российского исторического бытия. «Перепрыгнуть» в гуманный мир, не расставаясь с насилием, добиться равноправия и справедливости, исповедуя «пролетарское ницшеанство» (Ф. Искандер), создать свободное, демократическое общество, копируя самодержавную власть, как показала история, невозможно.

При всей силе критического пафоса М. Волошин далёк от обличительства и проклятий. Характерно, что, говоря о родине, он постоянно употребляет местоимение «мы», не отделяя себя от России. Но художник не льстит народу, не идеализирует его, а со скорбным бесстрастием библейского пророка изрекает горькие истины. Чем-то вещим, безусловно достоверным веет от строк поэмы, как будто автору открыта Книга Судеб и он читает по ней как бы от имени высшей силы. Мощь мысли не ослабевает на протяжении всего произведения. Белый пятистопный ямб даёт ей необходимый разбег и раскованность. Мерный, величавый ритм – поистине «ритм вечности» (А. Толстой). Слова кажутся выкованными из металла, «каждая строчка – формула!». Многие суждения воспринимаются как афоризмы:

«Ручной Дантон, домашний Робеспьер, -

Бесценный клад для революций сверху.

<…>

Политика – расклейка этикеток,

Назначенных, чтоб утаить состав!

<…>

Грядущее – извечный сон корней.

<…>

Европа шла культурою огня,

А мы в себе несём культуру взрыва

И т.д.»

Сжатые, ёмкие, весомые формулировки конкретизируются различными историческими эпизодами. Характеристики исторических лиц перерастают в осмысление классовых и социальных сил, которые они представляют. Часто мысль М. Волошин неожиданная, парадоксальна, но всегда за образами поэмы ощутима несокрушимая авторская логика, убеждённость в своей правоте. Чувство сострадания к несчастной родине – основная интонация, окрашивающая произведение.

Трезво оценивая историческую реальность, не обольщаясь мифами о близком «социальном рае», М. Волошин, тем не менее, верил в будущее России, которое видел в её духовно-религиозном преображении. Он надеялся, что трагический исторический опыт послужит предостережением новым поколениям, и «бродило духа – совесть // И наш великий покаянный дар» укажут людям путь к Царству Божию. Святая Русь, покрытая Русью грешной, скрывшаяся, подобно Китежу, в глубинах народного сознания, восстанет как нетленный, нерушимый Град.

Мессианское предназначение России поэт понимал как «всемирное служение», способность «дать новые формы жизни» (А. Григорьев) и тем самым спасти человечество. В годы общеевропейского кризиса, увенчавшегося мировой войной, Россия, - считал художник, - « принимает на себя жертвенную роль», делая себе «прививку социальн <ой> революции, как прививку холеры или дифтерита», и тем самым «предотвращая окончательн <ый> кризис болезни в Европе»:

« <…> мы

В бреду и корчах создали вакцину

От социальных революций: Запад

Переживёт их вновь, и не одну,

Но выживет, не расточив культуры».

Не принимая буржуазную цивилизацию, М. Волошин вместе с тем предупреждал и о кроваво-разрушительной силе насильственных революций, непомерно высокой цене потерь. Тем самым он как бы предлагал искать иные пути преодоления социально-экономических и политических противоречий в движении к будущему свободному, гуманному сообществ народов – «коллективной душе» мира. Произведения поэта о России и революции позволяют лучше понять и последующую историю нашей Родины, и действительность ХХ столетия в целом. Те из них, которые были заточены в архивах, запрещены, вернулись к нам сегодня вовремя как никогда.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:45:07
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение