Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Философский роман Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб» как литературное явление постмодернизма (*Общие критические статьи)

Философский роман современного французского писателя Мишеля Турнье, которого относят к литературному течению постмодернизма, называется «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Роман увидел свет в 1967 году. Уже название указывает на то, что автор обратился к бессмертному сюжету произведения Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Но это же заглавие ещё и говорит о том, что Турне свободно обращался с первоисточником, потому что в заголовок вынес не имя главного героя Робинзона Крузо, а его помощника-дикаря Пятницу и необитаемый остров, который, кстати, разместил не в Атлантическом океане, а в Тихом. А это значит, что писатель не только опирается на традиции просветительского романа Дефо, но и перетолковывает известное произведение в соответствии со своими взглядами, мировоззрением, сообразно собственной концепции устройства мира и концепции человека. Сохраняя внешнюю фабулу в первой части своего романа, Турнье вступает в полемику с просветительским романом Дефо, использовав в художественной системе романа хорошо известные всем образы Робинзона и Пятницы.

Но у французского постмодерниста наравне с Робинзоном и Пятницей важную роль играет образ острова Сперанцы, который, как понятно из заголовка, отождествляется с лимбом. Согласно учению католических теологов, лимб – это первый круг ада, где пребы-вают невинные души младенцев, умерших до совершения таинства крещения, и находились души ветхозаветных праведников, ожидавших там чуда искупления.

Обращение к чужому тексту для создания собственного, интертекстуальность, полемичность по отношению к первоисточнику, цитатность – это важнейшие особенности произведения постмодернизма. Мишель Турнье почти всегда создаёт свои произведения, опираясь на широко

известные сюжеты, объясняя это тем, что воспринимает заимствование и перетолковывание вечного сюжета как своего рода литературную игру. Сущность этой литературной игры писатель видит в том, что, с одной стороны, он сохраняет «букву этой истории», не переворачивая ничего с ног на голову; но, с другой стороны, он рассказывает нечто совсем другое. При этом писатель убеждён: «В определённом смысле это труднее, чем писать, не заботясь о том, что уже было написано до тебя» [6, с. 22]. Турнье таким образом заставляет своего читателя не отвлекаться на известный сюжет, а концентрировать своё внимание на принципиально новом понимании «естественного человека» [1].

Предметом нашего исследования является образ Сперанцы в романе Мишеля Турне «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Этот образ тесно связан с образом Робинзона, с эволюцией этого персонажа и изменением отношения героя к острову. В соответствии с эти были поставлены следующие задачи: выделив три этапа в эволюции Робинзона, соответственно раскрыть три образа Сперанцы в соответствии с изменяющимися взглядами главного героя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.