Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Композиция романа Грэма Грина «Тихий американец» (ЕГЭ по литературе)


Композиция романа воспроизводит работу мысли, раздумья английского журналиста Фаулера, который вспоминает все факты и события, старается разобраться в их сущности и определить свое отношение к ним. Действие романа начинается со смерти Олдена, а уже последующие эпизоды восстанавливают временной ход действия и разъясняют причины происходящего, композиция не прямая, а обратная. Основной приём в воссоздании событий – это приём ретроспекции, при котором рассказчик постоянно возвращается в прошлое.

Важным элементом композиции являются два эпиграфа, оба взяты из стихотворений английских поэтов 19 века – Артура Клафа

. Этот эпиграф отражает позицию рассказчика, который вначале занимал позицию наблюдателя – «не моя война, ваша война» - и видел свой долг репортёра только в констатации фактов.

Он не хочет быть «фальшивым», не настоящим и совершить беззаконье или причинить кому-либо обиду. В то же время представления антипода рассказчика Пайла о долге так ужасны, что толкают его «на поступки эти» - он не просто тихий сотрудник миссии экономической помощи, он агент американских спецслужб, который совершает провокационные теракты, в результате чего гибнут ни в чём не повинные мирные жители. Рассказчик сообщает, что на совести Пайла не менее 50 смертей. Но самое ужасное в том, что Пайл убеждён в своей правоте и в справедливости своих действий. Второй эпиграф – строки из стихотворения Байрона: «К спасенью душ и умервщленью плоти, Благую цель преследуя при том, В наш век – вы сотни способов найдёте». Этот эпиграф напоминает, что благими намерениями вымощена дорога в ад.

Следующий элемент композиции явояется посвящение. Грэм Грин обращается к «дорогим Ренэ и Фуонг», спрашивая у них разрешения посвятить книгу в память о счастливых вечерах в Сайгоне за последние пять лет.

Важнейшим элементом композиции является монолог. Можно считать, что весь роман – это монолог английского репортёра Томаса Фаулера, который вначале занимает пассивную позицию по отношению к происходящим событиям, но, как человек с добрым и гуманным сердцем, он не может долго выполнять роль бесстрастного наблюдателя. Его неприязнь к Пайлу усиливается и любовным конфликтом. Особенно ярко это проявляется, когда Фаулер получает письмо от друга, в котором тот уверенно заявляет, что Фуонг неизбежно уйдёт от англичанина, обременённого семьёй, к нему, молодому, перспективному, обеспеченному». Ирония рассказчика плохо скрывает его гнев. Он возмущён больше всего невозмутимой уверенностью Пайла, что «потом» корреспондент потеряет Фуонг: «Откуда такая вера в себя? Неужели из-за высокого курса доллара?» С плохо скрываемой язвительностью и сарказмом повествователь пишет, что «долларовая любовь» - это «благие намерения, спокойная совесть и пусть пропадает пропадом всё на свете». У любви рассказчика не было никаких намерений: он знал, что его религиозная жена не даст ему развода, но он не предполагал, что будущее, к которому ему придётся подготовить Фуонг, - это смерть Пайла.

Несомненно, важную роль в построении романа играют диалоги. Например, в диалоге с американским атташе после смерти Пайла герой, несущий корзину с вещами Фуонг, иронично отвечает на вопрос, что у него в корзине, перечисляя одежду и замечая, что все эти рубашки и трусики местного производства, «без американской помощи». Атташе сообщает о тексте телеграммы, посланной родителям убитого Пайла: «С искренним соболезнованием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых за дело демократии». Но Фаулер сообщает: «Они убили его потому, что он был слишком наивен, чтобы жить…». Репортёр намекает на то, что наивный Олден поверил американской пропаганде и вмешался в дела, в которые ему не следовало бы вмешиваться: участвовал в терактах, и совесть его была «совершенно спокойна», он верил в «благие намерения» демократии.

Важными элементами композиции являются портрет, пейзаж и интерьер. Остановимся на некоторых деталях этих средств. Например, в интерьере убитого Пайла важную идейно-композиционную роль играет библиотека «праведного» американца, в частности книги всё того же Йорка Гардинга, который деформировал сознание Пайла: «Наступление красного Китая», «Угроза демократии», «Миссия Запада».

Обратим внимание на описание Олдена, который явился к другу, чтобы честно признаться, что влюбился в его туземную подругу и собирается на ней жениться. На Пайле была яркая гавайская рубашка, которую рассказчик метко и язвительно назвал «брачным оперением самца».

Таким образом, композиция романа подчинена приёму ретроспекции, а все её детали служат более полному и яркому раскрытию двух конфликтов произведения: любовному и политическому. Оба конфликта связаны с антиподами романа: английским репортёром Томасом Фаулером и американским сотрудником Олденом Пайлом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение