Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Язык иносказаний в лирике А. Блока (Блок Александр)

Попытаемся освоиться с «языком иносказаний», о котором пишет Брюсов, найти многозначные, символические образы, в основе которых лежит метафора, обратившись к «Вступлению», открывающему цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 – 1902):

Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

В первом двустишии дорога не просто путь среди земного пространства, но и метафорическая дорога как движение к небесному идеалу, воплощением которого является лирическая героиня. Терем в стихотворении – это метафорическое пространство, которое занимает лирическая героиня.

Она рассыпает в своём тереме «жемчуга». Возможно, символическое значение жемчугов – это душа, прекрасные россыпи души героини. Метафоры «заря залегла», «красная тайна и входа легла» говорят о таинственности, загадочности героини, о её небесном происхождении.

Образ терема создаётся с помощью многих метафор:

Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?

Несомненно, слово «поджигал» имеет метафорическое значение: возможно, это отражение закатного солнца в стёклах терема. Хотя и терем, и заря, и «конек на узорной резьбе», «красное пламя», «румянец» на синих окнах - понятия условные, передающие внутреннее состояние лирического героя, его напряжённое стремление к идеалу.

Образ любви часто создаётся с помощью метафоры огня. Так, в стихотворении «Одинокий, к тебе прихожу…» лирический герой «околдован огнями любви», он задаётся вопросом:

Только скоро ль погаснут огни

Заколдованной тёмной любви?

Но метафора огня изображает и приближение героини: «весь горизонт в огне». В ранней лирике Блока много метафор – глаголов и глагольных форм, связанных с горением и угасанием, озарением: «разгорается мечта»

(«Ранний час. В пути незрима…» 1901); «ясный день догорает вдали» («Снова ближе вечерние тени…» 1901). Причём метафора служить средством создания как отвлечённого образа (мечта), так и природного (день).

Рассмотрим ещё одно стихотворение Блока, где звучат основные мотивы первой книги лирики, созданные с помощью метафор:

Восходя на первые ступени,

Я смотрел на линии земли.

Меркли дни – порывы исступлений

Гасли, гасли в розовой дали.

Но томим ещё желаньем горя,

Плакал дух, - а в звёздной глубине

Расступалось огненное море,

Чей-то сон шептался обо мне…

Метафора «ступени» означает духовный подъём, а синонимы-метафоры «гасли», «меркли» относятся как ко времени (дни), так и к чувствам лирического героя (исступлений). Огненное море – это, скорее всего, метафора закатного неба, но и возникают библейские аллюзии, связанные с побегом евреев из египетского рабства, когда море передними расступилось и они перешли его по суше, а затем за ними сомкнулось, то сеть возникает мотив освобождения и спасения от земного, суетного и приближения к идеалу. Метафора «шептался» интересна тем, что характеризует отвлечённое понятие «сон».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.