Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Максим Горький и журнал «Северный вестник». Часть первая. (Горький Максим)


За журналом «Северный вестник» 90-х годов в критике того времени и в историко-литературных работах прочно закрепилась репутация первого органа символистов.

Действительно, для этого издания весьма показательны воинствующе-идеалистические выступления его основного критика и фактического редактора А. Л. Волынского-Флексера. В современной журналистике он нападал главным образом на позитивизм, реализм, натурализм, публицистическую тенденциозность и полинявшую гражданственность народнической литературы и критики. В то же время в серии статей, составивших затем книгу «Русские критики» (1896), Волынский подверг ревизии материалистические традиции русской эстетической мысли, обрушившись на революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева.


Критик сочувственно писал о «новейших веяниях» в литературе и искусстве, поддерживал символистов. В «Северном вестнике» в 90-е годы постоянно публиковались произведения таких русских символистов или близких к символизму поэтов, как Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, К. Льдов, К. Фофанов и др. Они были самыми активными сотрудниками журнала (в особенности в отделе поэзии). В нём так же настойчиво пропагандировались западные модернисты (переводы их произведений, статьи о новейших течениях в зарубежной литературе и искусстве и о писателях-модернистах).

Однако литературно-общественная позиция «Северного вестника» не может быть сведена только к утверждению и пропаганде декадентско-символисткой культуры.

Foxford

Само отношение руководителей журнала (А. Л. Волынского и издательницы Л. Я. Гуревич) к символистам всё же было двойственным. Приветствуя идеалистическую и религиозно- мистическую направленность их творчества, они не принимали их аморализм, крайний индивидуализм (ницшенского толка) и скептически встречали формальные искания (не случайно наиболее одержимый в этих исканиях В. Брюсов не печатался в «Северном вестнике»). Творчество русских поэтов-символистов подвергалось на страницах журнала порой довольно суровой критике. Символизм Волынского был склонен рассматривать как «вечное» идеалистическое искусство и в этом смысле противостоял его декадентству как некоему перепутью. Современных модернистов он готов был скорей считать декадентами, чем истинными символистами, и поддерживал модернистов постольку, поскольку они тоже производили «переоценку ценностей», отталкивались от реалистических традиций в литературе, поднимали на щит идеализм и мистику.

В отличие от позднейших символистских журналов («Весы», «Золотое руно»), которые были чисто литературными органами, «Северный вестник» сохранил традиционную для русской журналистики структуру общественно-литературного издания. Его общественные отделы велись в либерально—демократическом духе и носили порой (особенно во вторую половину 90-х годов) ярко выраженный критических характер по отношению к современному буржуазно-самодержавному строю. Хотя эта критика была сумбурной, без ясной политической программы, цензура считала «Северный вестник» вредным журналом и систематические его преследовала.

В литературно-художественном отделе журнала печатались многие беллетристы 90-х годов, далёкие от символизма (Д. Мамин-Сибиряк, А. Эртель, Ф. Нефёдов, И. Потапенко, В. Дмитриева, М. Альбов, П. Боборыкин, Е. Леткова, О. Шапир, А. Чехов, Е. Чириков, Вас. И Вл. Немировичи-Данченко, В. Микулич, С. Семёнов, Н. Капустина и др.). активно поддерживали «Северный вестник» Н. С. Лесков и Л. Н. Толстой. В последние два года существования журнала в нём печатался М. Горький: он опубликовал здесь рассказы «Озорник» (1897, №8), «Мальва» (1897, №№ 11 – 12) и повесть «Варенька Олесова» (1898, №№ 3 – 5).

Таким образом, литературная и общественная позиция журнала «Северный вестник» была сложной, во многом противоречивой и эклектичной. Журнал являлся проводником не только идей декадентства и символизма, на его страницах печатались произведения демократического и гуманистического содержания, обладавшие безусловной идейно-художественной ценностью. Это обстоятельство – наличие в журнале несимволистского материала – для Горького, конечно, было немаловажным. И всё-таки, когда будем рассматривать проблему «Горький и «Северный вестник», мы не должны забывать, что лицо журналу, прежде всего, придавали критические статьи Волынского и произведения русских и западных модернистов.

Как же складывались взаимоотношения с «Северным вестником» у Горького? Чем объясняется его сотрудничество в этом журнале? Как это увязать с его отношением к символизму? Как было воспринято современниками сближение Горького с «Северным вестником»? имело ли это сближение какие-то последствия для него? Вот вопросы, ждущие своего разрешения.

Когда «Северный вестник» попал в поле зрения Горького и писатель стал им интересоваться, - трудно сказать. Первое упоминание этого издания находим в фельетоне «Между прочим», напечатанном в «Самарской газете» 19 июля 1895 года. «Года два-три тому назад, - говорится в фельетоне, - в «Северном вестнике» - журнале, где теперь засел и во всю мочь свищет малюсенький Соловей-разбойник господин Волынский, - была помещена статья В. Соловьёва – «Гроза с востока».

Публицистическая статья Владимира Соловьёва «Враг с востока», - в ней говорилось о песках, наступающих на Россию из пустыни Гоби, - была напечатана в июльском номере «Северного вестника» за 1892 год. Следовательно, уже тогда горький читал этот журнал. В цитировавшемся фельетоне обращает на себя внимание нелестная характеристика Волынского как Соловья-разбойника. Она, по-видимому, связана с отрицательным отношением Горького к статьям Волынского в «Северном вестнике», в которых он «сокрушал» Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Статьи эти печатались в журнале в 1893 – 1895 годах и тогда же вызвали справедливое негодование в демократических кругах.

В феврале 1896 года на страницах «Самарской газеты» появляется рецензия Горького на первую книгу стихов Фёдора Сологуба. Из этой рецензии, озаглавленной «Ещё поэт», можно сделать заключение, что писатель не только читал «Северный вестник», но и воспринимал его, скорей всего, как орган символистов.

«Первый раз господин Сологуб появился в литературе как прозаик, - пишет Горький, - его имя было подписано под рассказом «Тени», напечатанном в «Северном вестнике». Рассказ отличался хорошим языком, неоспоримым знакомством с психологией детской души, наблюдательностью, фантастичностью фабулы и мрачностью настроения. Он был замечен и вызвал ряд газетных и журнальных отзывов, единогласно признававших за автором, вместе с талантом, сильный наклон к декадентству.

«Затем в том же журнале был помещён большой роман господина Сологуба «Тяжёлые сны», представляющий собой неудачную попытку набросать картину «декаданса» в нашем интеллигентном обществе».

5 марта 1896 года Горький послал в «Северный вестник» рассказ «Обман». «Послать рассказ к вам, - пишет он, - меня побуждает статья Волынского и Гуревич, - я не думаю, что вы напечатаете рассказ. Но мне было бы крайне важно знать ваше мнение о нём».

Горький имеет в виду статью Волынского и Гуревич «Идеализм и буржуазность», которая была напечатана как программная в №1 «Северного вестника» за 1896 год. К статье мы ещё вернёмся, а сейчас лишь отметим, что рассказ «Обман» в «Северном вестнике» не был опубликован и дальнейшая его статья неизвестна.

Полемизируя в августе 1896 года с А. А. Карелиным на страницах «Нижегородского листка» по поводу картин Врубеля и Галлена, Горький опирается на теоретика-прерафаэлита Джона Рескина и приводит из него две цитаты: « Искусство есть откровение» и «всякое великое творение представляет собой акт восхваления».

Цитация эта, надо полагать, носит следы чтения Горьким работы Рескина «Искусство и действительность», напечатанной в «Северном вестнике» (1896, июнь).

Приведённые факты говорят о включении Горьким журнала «Северный вестник» в круг своего чтения. Внимательно следя за новой литературой и современными течениями русской художественной жизни, Горький не мог обойти этот журнал.

Неопубликованные письма Горького к Волынскому 1897 – 1898 годов подтверждают значительный интерес писателя к символизму, «Северному вестнику» и Волынскому. Кроме того, они дают возможность пересмотреть широко распространённое мнение о том, что Горький уже в 90-е годы понял до конца ложное новаторство символистов и сразу же стал их разоблачать. Его отношение к символистам, как правильно отмечает К. Д. Муратова, было гораздо сложнее.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:00:22
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение