Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича. Часть 4. (Сравнительный анализ)


Человек Горького дан в космическом плане. Мы ощущаем бесконечную галактику и Человека, который «затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротой куда-то в глубь безмерного пространства …», движется «по пути к победам над всеми тайнами земли и неба».

Реалистический пейзаж у Якубовича так же заменён абстрактно-символическим перечнем стихий природы, которые гремят, «как легион нездешних голосов».


Совпадают характеристики Мысли – Разума. Человек Горького вооружён «только силой Мысли» и «пламя Мысли освещает пред ним препятствия его пути». У Якубовича Человек «согрет огнём бессмертного ума».

Особенно важны переклички, касающиеся философии Человека и цели его жизни. У обоих поэтов Человек выступает, прежде всего, как творческая волевая личность, наделённая активным преобразующим началом, неиссякаемой верой в торжество нового. У Якубовича Человек – «могучий царь творенья» и «законодатель новый». У Горького он должен «новое создать». «Смысл жизни – вижу в творчестве», - заявляет он. Оба поэта подчёркивают высоту нравственных задач, стоящих пер Человеком. У Якубовича:

«Из Книги бытия, законодатель новый,

Листы я вырву зла, скажу: погибни, тьма!

Скажу: зажгись, рассвет!..»

Та же мысль развивается Горьким: «Я выжгу из души всё тёмное, жестокое и злое».

Тема тожества Человека над природой является основной у обоих поэтов.

Foxford

Человек – титан, революционер и преобразователь мира – бросает у Якубовича гордый вызов Природе:

«Казни меня, бичуй – пощады не прошу я,

Но знай: и ты во мне пощады не найдёшь,

На грозный бой тебя, на смертный бой зову я –

Лишь труп холодный мой ты в цепи закуёшь!

<…>

И будешь, ты сама служить моей святыне,

Иль я с лица земли исчезну навсегда!»

Аналогичную высокую цель ставит и горьковский Человек. Трактуя Человека как общественную деятельную личность, оба поэта утверждают, что только борьба с социальным злом и подчинение законов природы человеческому разуму сделают человека подлинно свободным. Философская идея о полной познаваемости мира и расцвете человеческой личности в процессе свободного творческого труда оптимистически звучит в обоих произведениях.

«Человек» Горького шире по замыслу и затрагивает темы (в том числе и тему социального переустройства жизни), отсутствующие в стихотворении Якубовича. Тем не менее, родство двух революционно-философских произведений весьма ощутимо.

Сходство поэмы Горького со стихотворением Якубовича было отмечено А. Амфитеатровым. «И часто он (Якубович) глядит далеко в будущее и умеет выразить грядущую революционную идею за долго до того, как суждено ей схватить пожаром умы русского общества. Стихотворный «Человек» Якубовича на 12 лет опередил ритмическую прозу «Человека» Максима Горького. Поставьте рядом две эти вещи: они удивят вас единством настроения и идейной дидактики. Талант Горького больше, образность сильнее, но коллективный смысл этого боевого вопля - один и тот же у обоих протестующих поэтов, и единством порыва вызывается очень часто даже и единство выражений».

Всё это даёт право п-новому взглянуть как на творчество П. Якубовича, этого, по словам А. Чехова, большого умного и сильного писателя, так и на творчество М. Горького на рубеже двух веков.

В 1900-е годы Якубович с большим сочувствием продолжал следить за творческим развитием Горького. В то время как критика заговорила об упадке таланта автора «Матери», Якубович высоко оценил воспитательное и идейно-художественное значение этого романа. Если Семевские были, по словам Якубовича, «в полном и безусловном восторге» от «Рассказа о семи повешенных» Л. Андреева, вышедшего почти одновременно с романом «Мыть», то сам Якубович поставил М. Горького выше Л. Андреева, у которого в «превосходном» рассказе «подпущено немного сахару».

Поэт писал А. Г. Горнфельду летом 1908 года: «Прочитал я и «Мать» Горького (в полном издании). Конечно, порядочно растянуто, есть и другие кое-какие недостатки, но … Я всё-таки удивляюсь, как стала прихотлива и требовательна публика. Всё-таки это прекрасная повесть, а в смысле идейной пропаганды и незаменимая … Во мне лично «Мать» оставила даже более глубокие впечатления, чем «Семь повеш<енных>». Какие чудные фигуры – Рыбина и самой матери! Павел только слишком деревянный …».

Якубович остаётся верен сам себе, обращая основное внимание на деревенского пропагандиста Рыбина, но одновременно он даёт высокую оценку книги в целом.

Горький в свою очередь всегда с большим уважением говорил о Якубовиче. В телеграмме в связи со смертью поэта, подписанной Горьким вместе с другими, сказано: «Да здравствует свобода и счастье народа, которым он отдал всю свою жизнь!»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 18:09:05
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение