Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ сказки «Дикий помещик» (Салтыков-Щедрин М. Е.)

В 1869 году в популярном журнале "Отечественные записки" выпускается произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", которое рассказывает о глупом о помещике, оказавшемся без своих крестьян, в конце концов он обнищал и одичал. Михаила Евграфовича беспокоило и волновало социально-политическое состояние Российской Империи, а именно самодержавие и положение простого русского народа - крестьян. Однако открыто и глубоко высказываться в массы на такие важные темы запрещалось и под предлогом цензуры не допускалось к печати. И тогда писатель пришел к новому способу просвещении людей: выпускать свои произведения под видом невинного, на первый взгляд, жанра - сказки.

Но это оказывается не просто детская сказка с нравоучением , а сказка "для людей изрядного возраста" с едкой сатирой. Благодаря таким художественным приемам как гротеску, гиперболе, аллегории, метафоре, сравнению, автор мог сатирически подходить к повествованию, он высмеивает и обличает беззаконие, жестокость по отношению к крестьянам также беспомощность и ничтожность помещиков без их "мужиков". Таким образом, жанр данного произведения - это сатирическая сказка.

Несмотря на то, что произведение достаточно небольшое по объёму, оно имеет стандартную композицию в виде трёх фаз: завязка, кульминацию и развязка. Завязка заключается в обращении глупого помещика (главного героя) к Богу, он молил "очистить" его владения от "мужиков". Бог услышал молитвы бедных крестьян этого поместья об избавлении такой жестокой крепостнической жизни, которую устроил им их барин. И перенес всех мужиков оттуда в неизвестность. В итоге мечта глупого помещика сбылась и остался он в своём владении один. А кульминация раскрывала его паразитический образ жизни. Оказавшись без крестьян, помещик начал деградировать в дикое животное: перестал мыться, ел зайца живьём и начал общаться с медведем. А само поместье пришло в упадок. Все его существование становилось примитивнее с каждым днём без всякого развития и удовольствия. В этом и заключается беспомощность барина без своих крестьян. В развязке помещик уже полностью одичал, не имея даже тень чего-либо человеческого. Все вернулась к началу: к нему вернулись крестьяне, они снова начали за ним ухаживать.

Разобравшись с композицией, разберём тему. Проблема заключается в сложной судьбе русского народа, в его порабощении. Помещики представляют из себя ровным счётом ничего: они никак не полезны обществу. Они являются регрессивной группой людей, которые без своих мужиков не способны даже прилично сосуществовать, что прекрасно показано при примере собирательного образа глупого помещика. Помещики ведут паразитическую жизнь на труде бедного русского народа. Из этого вывод: благодаря крестьянам стоит великая российская империя, благодаря его трудолюбию. Однако Салтыков-Щедрин описывает и их рабскую психологию: крестьяне все равно возвращаются и служат помещику. Аналогичную ситуацию мы видим в истории России, когда став формально свободным, русский человек все равно остаётся у барина.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.