Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Портрет и пейзаж, как единая характеристика главного героя в романе Лермонтова «Герой нашего времени» для 8 класса (Школьные сочинения)


Как пейзаж, так и портрет в произведении, выполняют похожую функцию – помогают в полной мере раскрыть мировоззрение и внутренний мир героя. Лермонтов отказался от описания, нечего не выражающего, и портрет героя составлен из черт, в которых отражается духовная сущность. Лермонтов, уже с первых абзацев романа, приводит психологическую трактовку каждой такой черты, и особое внимание уделено описанию взгляда и глаз героя, потому как «прочесть что-либо на лице без глаз» не представляется возможным. Такая, порой чрезмерная сосредоточенность автора на выражении сути, иногда приводит к потере зримости и внешней осязаемости женских образов. Подобное описание человека свойственно Лермонтову, в особенности в лирических и романтических произведениях.

Описание природы в романе, тесно переплетается и как отражает психологическое состояние каждого героя, так же, они наполнены некой философией.


Образ окружающего мира символичен и так же, взят автором из лирики. Лермонтов даже смог сохранить характерную поэтическую систему. То есть, сохранена устойчивость метафор, сопоставление образов и так далее. К примеру, в романе постоянно присутствует символика, говорящая о присутствии в каждом сюжете демонического и божественного начала, света и тьмы, стихии и неподвижности, бренность и вечность …

Лермонтов реально смог воплотить в романе свою мысль - «идеи – создания органические», «что их рождение даёт уже форму». То есть, роман показывает сосуществование двух разных космосов: человек и природа, внутренний мир и внешний, видно, что человек – малая частичка огромной вселенной! Именно с этой мысли, Лермонтов начинает свой роман, описывается величественная природа Кавказа и эта картина, словно бы приобщает читателя к мироощущению философии природы.

Foxford

Чуть позже, автор приводит описание портрета главного героя, но только после того, как у читателя создалось некоторое представление о нём. Это не экспозиция, это – итог и ему отводятся целые абзацы в романе.

Если говорить о портрете Печорина, то следует заметить, что его описание в романе, даётся четырежды: первый раз, его описывает Максим Максимыч, второй раз – авторское описание, и это описание самое точное, обстоятельное и подробное, исходя из его, читатель может представить личность героя. Есть ещё пару кратких описаний, они беглые, и даются самим героем в своих дневниках.

То, что роман, буквально «начинён» портретной характеристикой главного героя, для одного читателя – будет минусом, для другого – весьма знаменательным покажется. Это особенность структурированного романа, и это позволяет читателю сделать лишь один вывод: Печорин – личность многогранная и сложная, он противоречивый и неоднозначный. И сколь много не было бы в романе описаний – их не хватает, чтобы создал полный портрет! По этой причине, автор и сделал так, что героя описывают сразу несколько рассказчиков, который присутствуют в произведении.

Мир природы в романе – целостный и гармоничный: «высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другою безыменной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея чешуёю», а как описывается день, который клонится к ночи: «почти без промежутка», «необыкновенная тишина на небе и на земле», меняются разгулом разной стихии. Живительная природа, необычная красота, обогащённая и исцеляющая душу человека: ««всё приобретённое отпадает от неё, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».

Интересно то, что вначале романа, описание – символичное, и оно же повторяется, но в дневнике героя! И что самое увлекательное, что повторение – чуть ли не слово в слово! Он описывает сияние гор, мятежную бурю, холодный свет звёзд, ветер … Но, восприятие мира автором и то, как его чувствует Печорин – различны. Печорин их воспринимает с забвением, приобщаясь к каждому описанию, и словно бы, отказывается от всего остального. К примеру, автор описывает ощущение чистоты и счастья, и хочет «передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины», он с большой радостью подметил это же ощущение у Максима Максимыча, а вот у главного героя, появляется детская радость, которая смешивается с желанием отречься от всего мира, от людей, от всего «желаний и сожалений».

Когда взревела метелица, то автор в ней слышит боль, изгнание, тоску человека, а Печорин, рад был ветру в степи, и рад был позабыть «женское взоры, горести и беспокойства». Под «высокими звёздами», среди «мёртвого сна природы» Лермонтов с уповением слышит «фырканье почтовой стройки и неровное побрякивание русского колокольчика», - главный герой, думая о «людях премудрых», с тоскливой торжественностью подчеркнул ту бездну, что находится между бренным миром человека и размеренностью Вселенной.

Глубоко чувствует красоту природы главный герой романа. В дневнике он пишет о том, как красота эта меркнет, становится безликой и превращается в декорации человеческого театра, когда становится «достоянием» «водяного общества», когда вторгается в природу атмосфера петербургских бульваров. Герой заметил и начало светлого чувства – любви, начало дружбы, но эти чувства его душе – недоступны, потому как воспринимает он только «электрические разряды» страсти. Печорин пишет в дневнике, что идея берёт своё начало с «шумных водопадов страстей, а затем входят в спокойные русла глубоких, полноводных рек». Но, как раз-таки вот это спокойствие и не может обрести Печорин!

Перед тем, как отправиться на дуэль с Грушницким, герой наблюдает великолепную картину пробуждающейся природы: живительная сила, невероятное звучание всех начал её, с особой силой и властью, притягивают к себе Печорина, и всё это, вызывает в нём желание постичь её суть, и всё же, она так и остаётся … тайной, неразгаданной загадкой.

Печорин проживает день за днём в мире порванных связей, «ищут покой в бурях». В нём отсутствует внутреннее согласие, он, словно бы раздвоен, и сам герой об этом говорит читателю, когда описывает себя. На антитезисе состоит портрет Печорина: молодой и физически сильный, и в то же время, в позе видится «нервическая слабость», «усталость», «тридцатилетней бальзаковской кокетки». Женственно нежная кожа героя, детская улыбка, и в то же время, на лбу уже отражены глубокие морщины. Взгляд холодный, никогда не улыбающийся, с тяжёлыми, проницательными морщинками у глаз, свидетельствуют о пытливости мятежного ума, а так же о закалённом характере, о пройденных испытаниях и душевных неурядицах.

В теле Печорина живут одновременно и душа старика, и характер юноши и «увядшая до сорока» позиция жизни, а это противоречие, жизненная апатия, безразличие. Нет в главном герое той энергии молодой, и нет мудрости, которая приходит в старости. Хоть улыбка и детская, а взгляд холодный и равнодушный, и лик героя становится растерянным, беспомощным, обманутым, без надежды и смысла.

Взгляд героя сверкает, словно клинок кинжала и «оставляющий впечатление нескромного вопроса», выдаёт гордость и власть, привычку всего добиваться. Но в тот момент, когда Печорин встречается с автором, взгляд прекращает быть дерзким, он становится равнодушным. Герою уже не хочется обрести власть над людьми, а его физическая сила и одарённость, глубина души – не приносят плодов, мечты остаются нереализованными. Герой становится глубоко одиноким и замкнутым, его тяготит жизнь без цели, и бледность лица его, напоминает мертвеца …

Былой щёголь, с особым вкусом в выборе одежды, становится бессмысленным: перчатки будто бы «нарочно сшитые по его маленькой аристократической руке» перепачканы; изящный сюртук из бархата запылился. Весь облик героя стал холодным. И, если образ природы олицетворился: «морщины гор», «змеи туманов», «обнявшиеся реки», «дружно бегущие ручьи», то герой романа стал схож на камень, а блеск в глазах стал схож с «блеском холодной стали».

Что же получается? Жизненность, которая пронизывала описание природы, стала ярким контрастом, с «окаменелостью», и внутренней неподвижностью Печорина. Просто, можно смело говорить об оппозиции «мертвого» с «живым», о яркой противоположности «живого» и «неживого». Тот, кто «ничего не забывает», просто должен сгинуть где-то «на пути из Персии», просто исчезнуть без следа.

Описание главного героя, сильно схоже с портретом того поколения, который автор создаёт ещё и в стихотворении «Дума», - это описание Героя Времени!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 20:06:24
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение