Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль сатирических образов по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)

Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" - один из самых известных в русской литературе и интересен как смысловой составляющей, так и композицией. Произведение основывают три сюжетные линии: любовная, историческая и сатирическая. Все они образуют единое целое и отражают идею поиска и борьбы за нее.

Появление Воланда со своей свитой оказывается потрясением для московской общественности. Деяниями Сатаны Булгаков срывает маски с нечестивых жителей города. Об этом свидетельствует большое количество сатирических образов, в совокупности составляющих повседневную действительность жизни. Отсутствие духовности характеризует их с негативной стороны, представляя в виде "стада", общественной массы.

Тонкое сочетание гротеска и фантастики - средство обнажить истинные лица московских обывателей.

С первых страниц романа читатель знакомится с Михаилом Афанасьевичем Берлиозом, возглавляющим МАССОЛИТ. Он - "литературный" чиновник, который превращает искусство в товар, калечащий духовный мир людей. Берлиоз, как и большинство москвичей, не верит в Бога, и оказывается за это наказан ("И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых").

Автор обращает внимание читателя на обстановку в "Грибоедове". Истинный талант подвергается жесткой и несправедливой критике и отвергается (ситуация Мастера - тому свидетельство), ценится лишь литераторы, готовые писать по заказу редактора что угодно. Материальным воплощением их "таланта" был "членский массолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой" - путь обретения благ, предоставляемых МАССОЛИТом. "Писателей" в литературном доме не интересует ничего, кроме "порционных судачков" и "натюрели". Так, с помощью приема сатиры автор подвергает критике таких творческих работников, бесполезных для мира искусства. Их цинизм и аморальность является непреодолимым препятствием для людей, преданных своему делу, как Мастер.

Объектом сатиры являются также и второстепенные персонажи, такие, как Лиходеев, Варенуха, Римский. Их образы - олицетворение человеческих пороков: пьянства, разврата, лжи, мошенничества, жажды денег. Почти неуловимые на первый взгляд, эти качества проявляются при нарушении привычного образа жизни. Персонажей, увядших в своих грехах, сложно поразить, и их безверие Воланд опровергает, а преступления наказывает. Герои испытывают потрясение, поскольку происходящие с ними события неподвластны им: "Да нет, чепуха, чепуха!", "Этого не может быть!", "Что же это такое?!"

Таким образом, москвичи, "спеленутые, безглазые и безгласые", оказались духовно мертвыми, неспособными противостоять искушениям Сатаны. Сатира М.А. Булгакова, тесно связанная с нравственными проблемами, поднимаемыми в романе, выражает общий взгляд на человека, отражает его вечные пороки. Автор выражает надежду на исправление людей, показывает, что самосовершенствование начинается с духовного мира каждого.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.