|
Основной конфликт драмы Гроза (ЕГЭ по литературе)Основной конфликт драмы Островского «Гроза борьба Катерины с «темным царством», мещанским миром Кабанихи и Дикого. Это борьба женщины, ощутившей свои человеческие права, с миром насилия над личностью, самодурства и произвола. Главная героиня пьесы родилась и сформировалась в тех же условиях„что и ее «противники», но смогла благодаря силе характера, свободолюбию порвать со своим миром, заплатив за этот разрыв самой дорогой ценой. Если в творчестве Островского до «Грозы» преобладали мотивы сатирические, обличение человеческих и социальных пороков, то в образе Катерины он воплотил нравственный идеал человека, вступившего в борьбу с обычаями своей среды. Столкновение общества и непонятного окружающим, «странного» героя — характерная тема русской литературы девятнадцатого века. «Странен» — и потому признан обществом сумасшедшим Чацкий. Онегин предстает перед читателем как «чудак печальный и опасный», «странен» — и неприязненно встречается почти всеми Печорин. Непонятна окружающим и Катерина. «Ты какая-то мудреная», — говорит ей Вар-
вара. Не понимает душевных мук жены и оставляет ее наедине с упреками свекрови и собственными сомнениями муж — слабовольный Тихон. Именно одиночество, невозможность найти хоть в ком-нибудь поддержку становится едва ли не главной причиной трагедии. Столкновение долга и любви — это тоже очень «русская» тема. Супружеский долг, жертвуя личным счастьем, выбирает Татьяна Ларина; другой, противоположный, выбор делает Вера в романе «Герой нашего времени». Страстно любящая Катерина изменяет мужу. Но при этом она признает и незыблемость супружеского долга. Так наряду с одиночеством„явлением конкретным, социальным, в пьесу Островского входит и общечеловеческая тема. Но что же все-таки дало возможность бросить вызов морали своего общества? Ведь не в защите супружеского долга, в самом деле, обвиняет героиня пьесы мир, в котором она живет... Именно сильный, страстный, бескомпромиссный характер дает ей возможность порвать с миром беспрекословного подчинения «сильному». В отличие от Катерины, остальные герои пьесы, находящиеся «внизу», стоят на позиции житейских компромиссов: видит несправедливость, но призывает «терпеть» Кулигин, научилась обманывать Варвара, боится любых решительных поступков Тихон. Да и протест Кудряша — временное явление, до тех пор, пока «протестующий» не займет «достойное» место в обществе. Обновлено: Опубликовал(а): Mihaelik Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|