Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Стоит жить, чтоб в землю врезать след поглубже, позаметней, чтоб твоё осталось дело, словно дуб тысячелетний» по пьесе (драме) Бесприданница (Островский А. Н.)


У одного известного поэта есть такие слова: «Стоит жить, чтоб в землю врезать след поглубже, позаметней, чтоб твоё осталось дело, словно дуб тысячелетний».

Кто-то, действительно, оставляет после себя след, кто-то – борозду, а иным и дороги мало, потому что к ним идут и идут, чтобы понять, почувствовать причину их таланта и уникальности.

Таким признанным мастером пера и знатоком купеческой жизни считался А.Н.Островский, широко известный благодаря своим произведениям, особенно «Грозе» и «Бесприданнице», где главные героини – молодые, но настрадавшиеся женщины. И если Катерина гибнет, приняв решение самостоятельно, то Лариса станет жертвой своего несостоявшегося мужа.

Чтение «Бесприданницы» порождает множество мыслей: насколько современна драма, почему Лариса решилась на такой поступок накануне свадьбы, имел ли Карандышев право так поступить с нею, почему Паратову всё сошло с рук? Как сложилась бы жизнь Ларисы, если бы она вышла замуж за нелюбимого? Что заставило её, умную, красивую, чуткую девушку, пойти под венец с нелюбимым и даже не уважаемым ею человеком? Попробуем ответить на эти вопросы.

С точки зрения того времени, девушка.


У которой не было приданого. Не могла считаться завидной невестой, ведь. Вступая в брак, каждый, жених и невеста, должны были иметь определённую основу для совместной жизни. Если это не случалось, то возможность создать взаимовыгодную партию становилась незначительной.

А.Н.Островский верно подметил, что, несмотря на свою душевую чистоту и цельность, его героиня руководствуется теми же принципами, что и окружающие её люди. Лариса видит в Паратове «идеал мужчины». На самом деле Паратов – большой барин, широкая натура и бесшабашный храбрец. А ещё - расчётливый делец, который выгодно продаёт не только свой пароход «Ласточку», но и самого себя богатой невесте с золотыми приисками.

И невдомёк Ларисе, насколько циничен её первый избранник, говорящий Мокию Пармёнычу: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня…ничего заветного нет; найду выгоду. Так всё продам, что угодно».

Любовь и деньги для этого дельца совместимы лишь тогда, когда они даются вместе. А так как Лариса может дать Паратову лишь свою любовь, то становится очень жаль её потому, что барин удовлетворяет свою похоть за её счёт, нисколько не думая, что станется с Ларисою дальше.

Получается, что Лариса – невинная жертва? Но ведь нравы того времени были достаточно строги, и то, случилось до свадьбы, не должно было произойти. Лариса, потеряв невинность, надеялась тем самым привязать к себе Паратова, но жестоко ошиблась.

Отныне она стала вещью, предметом торга. Её, как неодушевлённое существо, разыгрывают в орла и решку. И нас охватывает жалость и искреннее сожаление, что девушка так обманулась в своих чувствах.

Но Островский не даёт нам времени на выражение сочувствия и сострадания главной героине. Отныне она принимает решение стать «очень дорогой вещью». Получается, что жизнь среди таких людей, как Кнуров, Паратов, Вожеватов, показада правильность и действенность пословицы: «С волками жить – по волчьи жить». И Лариса, получается, должна смириться и подстроиться под образ жизни окружающих её негодяев. А ведь, возможно, это бы и произошло, если бы не Карандышев, который из ревности смертельно ранил её.

Каково же это умирать, будучи такой молодой, искавшей счастье, но не нашедшей его? Каково это: истекать кровью под праздничный шум, пение цыган и знать, что жизнь сейчас оборвётся?

И как странно читать, что Лариса благодарит своего убийцу, который избавил её от страшной жизни содержанки.

Не слишком ли велика цена за то, что Лариса искала любовь, но так и не нашла её? Что лучше: жить с нелюбимым или ездить за границу в роли любовницы? Так отличить стремление к необременительному развлечению от истинной страсти? Жутко думать. что мать Ларисы молча одобрила поступок дочери, надеясь разбогатеть за её счёт, если бы исполнилось задуманное и дочь вышла замуж за Паратова.

И чем дольше размышляешь над прочитанными страницами, тем яснее и чётче представляешь героев драмы. Вот Лариса, надеющаяся на счастье, вот хищный Паратов, изощрённо издевающийся над бедностью жениха Ларисы –Карандышева, вот расчётливые, готовые поживиться на чужом горе и бросающие монетку Кнуров и Вожеватов…

С виду простой сюжет не отпускает, а вновь и вновь возвращает тебя к самым драматичным моментам произведения.

А разве сейчас нет ситуаций, когда человек, ищущий счастье, натыкается на цинизм и насмешки? Разве не ломаются судьбы тех, кто гонится за журавлём, а не получает и синицы?

Грустно, что такие моменты есть в нашей жизни, а раз они есть, Островский описал не единичный случай, а повсеместно распространённое явление: поживиться за счёт ближнего. И не важно, что это: материальное, как кусок хлеба, или духовное, возвышенное, как любовь.

Показывая сцены поведения и взаимодействия людей, Островский приводит нас к мысли, что мир безжалостных дельцов страшен. Для них нет никаких преград и моральных заповедей, есть лишь желание насытиться и натешиться. Там, где деньги и расчёт, нет места любви и состраданию. Тот, кто сначала продаёт свою дущу, отнимает её затем у другого, как это делает Паратов руками Карандышева.

А название драмы «Бесприданница» становится символом отчаяния и горя. Ведь Лариса осталась без…любви, без… надежды, без… всего….

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:55:20
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение