Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Каково изображение русского национального характера в творчестве М. Горького? (Горький Максим)

Творчество М. Горького невозможно кратко охарактеризовать или односторонне определить, но исследовать одну из его черт на определённой выборке произведений и раскрыть, по крайней мере, часть авторского замысла вполне возможно. В рассказах «Ледоход», «Бывшие люди» и пьесе «На дне» русский национальный характер предстаёт перед читателем во всём многообразии, но не даёт до конца разгадать причину своей противоречивости. Человеческий образ, созданный Горьким, стал отражением многочисленных судеб людей, не нашедших место в новом мире России.

Подробное описание жизни ночлежников и простых рабочих людей доказывает наблюдательность автора, который действительно, по биографическим данным Горького, занимался изучением характера рабочего класса и подпольного мира нищеты.

В рассказе «Ледоход» читательское и авторское внимание привлекает староста Осип, чистенький и складный мужичок с голубыми глазами и курчавой бородой. Его портрет нетипичен для русского рабочего, а характер загадочен для рассказчика, который считает душу «благообразного Осипа неуловимой». Среди артели он лишний человек, «первейший лентяй», потому что не любит утруждать себя работой, тем не менее он превосходно знает своё дело и работает ловко, с увлечением – одним словом, «артельный» человек. Он оправдывает рабочего за кражу добра и упрекает его, если тот взял лишнее. Староста с удовольствием рассказывает небылицы и истории, будто отвлекая от работы артель, а может, оставляя таким образом время на отдых. Рассказчик признаётся в своём удивлении перед способностью Осипа в одно мгновение менять состояние суетливости и лживости к искренности и ясности. Переход через тронувшийся лёд реки сплачивает людей в общем желании добраться на праздник Пасхи, Страстную Пятницу, но, затеянный Осипом, осыпается упрёками и им самим, и полицейским. Положительное или отрицательное толкование характера Осипа не является конечной целью рассказа – Горький задаёт вопрос о смысле существования такого человека и оставляет ответ за читателем.

Мнение автора о русском характере становится немного другим в пьесе «На дне», где Лука, странствующий старик, приходит в ночлежку Костылёва и заметно меняет судьбы людей. Первой под его влияние попадает Наташа, не лишённая сочувствия и мягкосердечности. Она чувствует доброту и незлобивость Луки острее остальных, так как, загнанная своей сестрой Василисой Карповной и Костылёвым, нуждается в простых человеческих словах утешения и ласки. Анна, делясь с Лукой своей тоской и страданиями, получает веру в другую, счастливую жизнь в раю, успокаивается под нежными обещаниями лучшего и не оставляет надежду на выздоровление. Надеется на излечение и Актёр, вдохновлённый рассказом Луки о бесплатных лечебницах. Он вспоминает своё имя по сцене, вспоминает стихотворение Беранжера, к нему возвращается творческое воодушевление, но он больше не способен бороться за новую жизнь и, финал пьесы оканчивается его самоубийством. Остальные действующие лица в четвёртом акте вспоминают ушедшего странствовать Луку с доброй памятью, осознавая, что человеку нужны и жалеющая ложь, и горькая правда. Горький относится к Луке неоднозначно, не скрывает его хитрость и приспособленность, но считает его положительным героем.

В другом своём произведении, рассказе «Бывшие люди», положительными героями являются все ночлежники. Автор с пристальным вниманием к деталям рассказывает их истории и описывает их портреты, но намеренно не даёт полной биографии, так как с их падением происходит и исчезновение их личностей. Безусловно, герой с самым ярким образом и сложным характером – это Аристид Кувалда, держатель ночлежки и глава «бывших людей». Противоречие его характера заключается в его готовности поднять человека «на ступеньку выше» и бессознательном удержании человека «на дне общества». Одним из таких людей становится Филипп, прозванный за образованность и грамотность Учителем. Он пытается выбраться в жизнь, но так как он единственный, кто близок и ценен ротмистру, путь со дна закрыт ему навсегда. Из особенностей характера Учителя автор выделяет сильную любовь к детям, которых тот боится запятнать хотя бы присутствием рядом с ними. Другие ночлежники уважают и слушают его. Под образом нелепого юноши, назвавшегося босяком Метеора, кроется образ наблюдающего за всем автора. В этом мире нищеты и беспросветного пьянства грубость и сила не уступают ничему места, но именно этот мир дорог Горькому. Вражда ротмистра и купца Иуды Петунникова оканчивается арестом многих ночлежников, смертью больного Учителя и гибелью мира «бывших людей». Только старьёвщик Тяпа, отвечая Петунникову на вопрос что он и кто он, напоминает, что он человек.

Это слово имеет большое значение для творчества Горького и него самого. В его представлении русский национальный характер тождественен с Человеком, так как для него по своей внутренней силе и непредсказуемости он превосходит остальные существующие на земле. Русский человек у Горького - как образ Осипа, Луки, Тяпы - всегда лишний, неприкаянный, ищущий и не находящий себе места в мире. Более того, никакая другая сила - стихия тронувшегося льда, смерть - не способны сломить русского человека, но только заставят на время приспособиться к буре и переждать её. Так через портрет и судьбу героя Горький изображает русский национальный характер.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.