Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

«Вот злонравия достойные плоды» (с характеристиками персонажей) (Фонвизин Д. И.)


Одним из самых известных произведений Д.И. Фонвизина является «Недоросль», написанный в 1782 году. Несмотря на то, что это произведение является комедий, его последнее действие заставляет читателя не столько засмеяться, сколько задуматься. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку, лишая их имущества и власти над крестьянами; Митрофан идет служить, выказывая при этом равнодушие и к своей судьбе, и к матери; за последнее его упрекает даже мягкохарактерный отец.

Комедия заканчивается словами Стародума: “Вот злонравия достойные плоды!”. Эти слова подытоживают не только действие пьесы, но и судьбу некоторых ее героев. Для того, чтобы увидеть, что привело к такому результату, необходимо рассмотреть образы отрицательных персонажей “Недоросля”, а так же то, как характеризуют их положительные персонажи.

Одной из центральных фигур «Недоросля» является госпожа Простакова, деспотичная помещица, которую не раз называют «бесчеловечной». Простакова жестока по отношению ко всему своему окружению. Она наказывает крестьян за любую провинность, обирает их до нитки, и вся прислуга в доме Простаковых, от кормилицы до портного, запугана ею. Будучи крайне властной и жестокой до варварства женщиной, Простакова унижает всех, в ком ей видится слабость; даже к собственному мужу она относится не лучше, чем к слугам: робкий, забитый Простаков терпит от нее и оскорбления, и побои. Единственным человеком, с чьим мнением Простакова считается, является ее брат Тарас Скотинин, но это только потому, что она чувствует в нем грубую силу. Еще одной характерной чертой этой героини является лицемерие. Узнав, что сирота Софья стала богатой наследницей, Простакова делается с ней «ласковою до самой низости», в то же время надеясь выдать ее за своего сына Митрофанушку. Наверное, только к сыну Простакова и испытывает хоть сколько-то светлое чувство, однако даже ее любовь принимает уродливую форму, и ее воспитание превращает Митрофана в такого же жестокого и ограниченного человека, как и она сама.

Говоря о помещиках Простаковых, нельзя, разумеется, не заметить контраст между мужем и женой. Если последняя - деспотичная хозяйка, которую боится вся прислуга, то сам Простаков играет в своем доме весьма незавидную роль. Он глуп, мягкотел и даже труслив. Простаков не принимает никаких важных решений, терпит унижения от жены, даже сын, которого он по-отечески любит, не выказывает ему ни малейшего уважения.

Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, также деспотичный помещик, не считающий своих крестьян за людей. Лучше всего этого персонажа описывают его собственные слова: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою». Скотинин жесток и жаден не меньше, чем Простакова, даже свиньи в его поместье живут лучше крестьян. Он хвастается, что за всю жизнь не прочел ни одной книги; как и его отец, никогда ничему не учился. Не раз в комедии подчеркивается любовь Тараса Скотинина к свиньям и проводится явная параллель между ним и этими животными. Его образ в комедии сочетает в себе все самое отталкивающее, что видел Фонвизин в русском дворянстве своего времени: безграмотность, узколобость, злобу, жестокость и корысть.

Митрофанушка, еще один герой, являющийся примером отрицательных черт современного Фонвизину дворянства, тоже растет жестоким и бессердечным. Он избалован матерью и во всем ему потакающей прислугой, глуп и ленив, эгоистичен. Митрофанушка грубит приходящим учителям и кормилице Еремеевне; за годы учебы он ничему не научился - Цыфиркин говорит о своем ученике, что он «до трех перечесть не умеет». При этом Митрофанушка уже привык приказывать крепостным и угрожать им. Даже по отношению к слепо любящей его матери Митрофанушка ведет себя жестоко и эгоистично: при всяком удобном случае он старается манипулировать ею, а когда та, лишившись права распоряжаться поместьем, пытается найти в нем поддержку, просто от отмахивается от нее.

Одним из немногих положительных героев комедии является Правдин - чиновник, ездящий по территории наместничества и выявляющий нарушения среди помещиков. Несколько дней он наблюдает за бесчеловечностью Простаковой. Именно он дает исчерпывающие характеристики всем членам этой семьи: «нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Наконец, самодурство Простаковой, бесконечно тиранящей крестьян, а также ее попытка насильно выдать Софью замуж позволяют ревизору взять поместье под опеку, что и приводит к финалу комедии. Как персонаж Правдин играет важное значение в идейном замысле произведения. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслуженно вознаграждает и наказывает, руководствуясь справедливостью и буквой закона. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции, за которой должно оставаться последнее слово.

Итак, что же такое «злонравие»? Злонравием можно назвать склонность ко злу, жестокости, испорченность нравов, моральную деградацию, к которой приходят Простаковы и Тарас Скотинин. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и невежества. Достойным плодом злонравия вырастает Митрофанушка - эгоистичный и ограниченный человек, равнодушный не только к матери, но даже и к собственной судьбе, несмотря на свою молодость, уже испорченный укладом традиционной помещичьей жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение