Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Тема войны в романе «Тихий Дон» (ЕГЭ по литературе)


Одной из главных тем, поднятых М.А.Шолоховым в романе-эпопее «Тихий Дон», является тема войны, свое отношение к которой писатель четко выражает во фразе «нелепица войны», подразумевая, что она несет в себе безумие, бессмысленные смерти людей и неописуемую жестокость. Чтобы доказать это, автор вводит образы двух стариков, первый из которых дает оценочное суждение о войне. Он, понимая, что новоиспеченные солдаты обречены на смерть, сравнивает их с пушечным мясом: «Милая ты моя… говядинка», - укоризненно качая головой, говорит он. Образ второго старика раскрывает мысль автора о том, что самое трудное на войне – остаться человечным. Старик объясняет солдатам, еще не нюхавшим пороха, два главных правила, которые называет «человечьей правдой»: не брать чужого и не трогать женщин. Именно это, по его мнению, поможет «из смертного боя целым выйти», сохранить чистоту души. К сожалению, казаки не прислушаются к его совету, и поэтому война сломит их, уничтожит их нравственность.


И только один персонаж романа, Григорий Мелехов, даже не слышавший наказ старика, на протяжении всей жизни будет «человечью правду блюсть», придерживаться законов морали. Конечно, борьба с несправедливостью на войне обречет его на вечные муки совести, но главное, что он сможет выйти из войны хорошим человеком с добрым сердцем.

Перемены, происходящие в душах солдат на войне, начинаются с их первого боя, который в одном из эпизодов романа в записках убитого казака сравнивается с чертой, отделяющей живых от мертвых. «Взрыв скотского энтузиазма» - так описывает молодой солдат в своем дневнике атмосферу на сражении.

Поиски правды главным героем романа, Григорием Мелеховым, начинаются именно с первого боя. Глухо охнувшая под копытами лошадей земля, летящий навстречу «черный клин пахоты», режущий свист и визг пуль, а также «стеклянная хмарь неба» нагоняют на казаков страх и затуманивают их разум.

Foxford

Сердце Мелехова вдруг дубеет, он перестает понимать, что происходит вокруг, и, «распаленный безумием», заносит шашку над головой безобидного австрийца и впервые убивает человека. Однако, взглянув на детское, измученное страданием лицо солдата, Григорий понимает, что бессмысленное убийство на войне не перестает быть преступлением. С этого дня Григорий часто будет переживать во сне свой первый бой, и воспоминания о нем будут всегда тяготить его.

Первая схватка станет впоследствии для Григория мерилом всех его поступков. Это можно увидеть, например, в том фрагменте романа, где Мелехов, рискуя собственной жизнью, спасает раненного офицера. Он упорно тащит его «на себе, падая, поднимаясь и вновь падая». Григорий боится потерять сознание, а ноша становится «с каждым шагом все тяжелее», но совесть подсказывает, что человеку необходимо помочь. Вскоре обоих солдат подбирает команда связи и доставляет их в перевязочный пункт. За этот подвиг Мелехов получает свой первый Георгиевский крест. В больницу, где лежит герой, приезжает царь со своей расфранченной свитой. Однако вид у «императорской особы» был скучающий, а в «светлых пустых глазах тлела скука и пресыщенность». Ненависть охватывает Григория при мысли о том, что тысячи казаков отдают свои жизни за человека, которому это совсем не интересно. Именно поэтому, когда царь обращается к Мелехову, герой отказывается отвечать, лишь бросив на «особу» «мерклый взгляд»: «Мне бы по надобности сходить», - дерзит он. Поведение Григория вызвано не только его гордым характером, но и чувством злобы и отвращения к царской свите.

Ярче всего трагедия гражданской войны выражена в отношениях Петро и Григория Мелеховых, которых автор намеренно ставит в соседстве. Судьба разводит даже родных братьев: старший видит в военной службе свое призвание, а младший после всех тяжелых событий не чает дождаться ее конца. Григорий приходит к полному отрицанию войны. Теперь его душа тянется к спокойной, размеренной хуторской жизни, он скучает по дому и семье, ему хочется отвернуться от безумного, «бурлящего ненавистью» враждебного мира. В один из своих отпусков он признается Наталье, что жизнь его на войне «похитнулась» и все силы его покинули. «Одной правды нету», - с горечью замечает Григорий, и эта мысль не покидает его очень долгое время.

Таким образом, через искания главного героя автор раскрывает свое отношение к войне, показывая, как бессмысленно гибнут души миллионов людей, сражающихся за правду, которой на самом деле не существует в «нелепице войны».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:09:20
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение