Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Тема власти в романе «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)


В исторических главах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается проблема власти и насилия. Автор вводит образ прокуратора Иудеи, в обязанности которого входит суд над арестантами. Несмотря на свою должность, которая предполагает проявление необычайной суровости и жестокости, Понтий Пилат все же остается человеком добрым и справедливым: он, не найдя «состава преступления» в деле Иешуа Га-Ноцри, решает освободить философа. Однако тут же прокуратор узнает, что арестанта обвиняют в нарушении «закона об оскорблении величества», это заставляет его измениться в лице: теперь Пилат и сам боится оказаться в тюрьме за помощь преступнику, поэтому он отступает от своего решения и утверждает смертный приговор. Таким образом, обрекая невиновного на мучительную смерть, наместник Рима подтверждает слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми».


Пилату дается еще одна возможность спасти философа: в день Пасхи принято отпускать одного из арестантов. Тем не менее, боясь наказания, он уступает Каифе и вместо невиновного Иешуа освобождает Варравана, убившего римского легионера.

В одной из московских глав романа автор вводит встречу Мастера и Бездомного. Несмотря на то, что творчество обоих персонажей подавляется властью, лежащей в руках членов МАССОЛИТа, между ними есть существенная разница. Отвергнутый Мастер, обладающий великолепным писательским талантом, не желает подчиняться требованиям критиков. Именно поэтому он одинок и неизвестен. Бездомный, напротив, служит власти, прислушиваясь ко мнению Берлиоза, председателя МАССОЛИТа. Именно поэтому в разговоре с Мастером Бездомный признает, что его стихотворения ничем не отличаются от произведений других поэтов, хотя он и необычайно талантлив. Таким образом, автор показывает, что власть подавляет всякого рода инакомыслие, ведь оба персонажа подвергаются наказанию: они встречаются в психиатрической больнице, где Мастер прячется после сожжения романа и куда попадает Иван Бездомный за слова о существовании мистических сил.

Москва, по мнению автора, - центр насильственной власти, потому он вводит образ Воланда, который призван установить в городе порядок. Его цель – наказать людей подлых и несправедливых. Это видно уже в самом начале романа, когда Берлиоз попадает под трамвай сразу после предсказания Воланда. Однако не сам Дьявол в романе решает, когда обрываются человеческие жизни, ведь он послушно исполняет приказания свыше. Даже последнее слово в решении судеб Мастера и Маргариты стояло не за ним. Таким образом, Воланд не обладает властью, он лишь вершит возмездие над виновными.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:34:11
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение