Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Краткое содержание Моцарт и Сальери Маленькие трагедии в сокращении (Пушкин А. С.)


Композитор Сальери сидит в своей комнате. Он недоволен несправедливостью судьбы. Ему вспоминается детство, он думает о том, что в нем от рождения присутствует любовь к высокому искусству, еще в детские годы невольные и сладкие слезы вызывали у него звуки церковного органа. Но Сальери рано позабыл детские забавы и стал самозабвенно изучать музыку.

Он презрел все, что ей было чуждо, смог преодолеть тяжесть первых шагов и ранние трудности. В совершенстве овладел он ремеслом музыканта, пальцы его стали послушными, слух – верным. Он разложил музыку на звуки, «проверил алгеброй гармонию». И лишь, когда ему все это стало знакомо, он решился творить, и, не думая о славе, предался творческой мечте. Случалось Сальери уничтожать плоды многодневных трудов, которые были рождены в слезах вдохновенья и не оказались совершенными. Когда, наконец, он достиг в искусстве высокой степени, ему улыбнулась слава, он нашел отклик своим творениям в сердцах людей. Этого Сальери было довольно, он спокойно наслаждался своей славой, не чувствуя ни к кому зависти и вообще не зная этого чувства. Более того, ему доставляли наслаждение «труды и успехи друзей». По мнению Сальери, никто не имел права сказать, что он «завистник презренный».

Сейчас же душу Сальери терзает сознание того, что его гложет мучительная и глубокая зависть к Моцарту. Однако еще более горькой является обида на несправедливость судьбы, которая дала священный дар не ему в награду за кропотливые труды, а «гуляке праздному». Сальери тяжело сознавать, что этот дар является не наградой за самоотверженную любовь к искусству, а стал озарением головы безумца. Сальери не может этого понять. Он отчаялся и в раздумье произносит имя Моцарта. В эту минуту появляется сам Моцарт, ему кажется, что композитор назвал его имя, потому что увидел его. Моцарт же хотел войти незаметно, чтобы «нежданной шуткой угостить» Сальери. Направляясь к Сальери, Моцарт видит, как играет в трактире слепой скрипач. Моцарту показалась забавной игра скрипача. Он просит, чтобы тот сыграл что-нибудь из Моцарта. Скрипач ужасно фальшивит, играя арию из «Дон-Жуана». При этом Моцарт весело хохочет, а Сальери совершенно серьезен и делает замечание Моцарту. Он не может понять, как Моцарт может смеяться над тем, что, по его мнению, является поруганием высокого искусства. Моцарт дает старику денег и предлагает выпить за его здоровье, Сальери же гонит его прочь.

Моцарт думает, что Сальери сегодня не в духе, и предлагает прийти в другой раз, однако Сальери интересуется у Моцарта, что тот ему принес. Моцарт считает свое новое творение безделицей и отговаривается. Оно пришло к нему во время бессонницы, и, по его мнению, не заслуживает внимания Сальери, тем более, если тот находится в плохом настроении. Но Сальери хочет услышать сочинение и просит Моцарта сыграть его.

Моцарт рассказывает о своих чувствах, которые он испытывал, сочиняя произведение. Сальери недоумевает, как Моцарт мог по пути к нему остановиться у трактира, чтобы послушать уличного музыканта, ведь он сочинил такое великое произведение, которым надо было поделиться! Сальери говорит, что Моцарт сам себя недостоин, поскольку его сочинение обладает необыкновенной глубиной, смелостью и стройностью. Сальери считает, что Моцарт подобен богу, только он не знает о своей божественности. Моцарт смущен, он отшучивается, говоря, что божество проголодалось. Тогда Сальери предлагает композитору отобедать вместе в трактире «Золотой Лев», на что Моцарт соглашается с радостью, только хочет сходить домой, чтобы сказать жене, что не придет к обеду.

Сальери, оставшись один, говорит, что больше не способен противиться судьбе, избравшей его своим орудием. Ему кажется, что его призвание - остановить Моцарта, не поднимающего своим поведением искусство, поскольку оно снова падет, стоит ему исчезнуть. По мнению Сальери, живой Моцарт является угрозой для искусства. В глазах Сальери композитор похож на райского херувима, попавшего в этот мир, чтобы в людях возбудить бескрылое желанье, поэтому разумнее будет Моцарту улететь, причем поскорее. Сальери берет яд, который был ему завещан его возлюбленной Изорой. Этот яд он хранил в течение восемнадцати лет, не прибегнув к нему ни разу, хотя порой жизнь была слишком трудна. Он не использовал яд для борьбы с врагом, побеждая искушение. Но теперь пришло время воспользоваться ядом, пришла пора опустить дар любви в чашу дружбы.

Сальери и Моцарт сидят в отдельной комнате трактира с фортепьяно. Моцарт кажется Сальери пасмурным, будто чем-то расстроенным. Моцарта тревожит Requiem, это произведение он сочиняет по заказу таинственного незнакомца уже около трех недель. Композитора беспокоит мысль об этом странном человеке в черном, который чудится ему повсюду, даже сейчас, в этой комнате.

Сальери успокаивает Моцарта, называя его состояние ребячьими страхами. Ему вспоминается его друг Бомарше, советовавший расставаться с черными мыслями при помощи чтения «Женитьбы Фигаро» или бутылки шампанского. Зная, что Бомарше был приятелем Сальери, Моцарт интересуется, на самом ли деле он кого-то отравил. На это Сальери отвечает, что слишком уж Бомарше был смешон для этого. Моцарт возражает, по его мнению, Бомарше был гением, подобно ему и Сальери, и вещами несовместимыми являются гений и злодейство. Моцарт уверен, что Сальери чувствует то же. В этот момент Сальери незаметно бросает в стакан Моцарта яд. Моцарт поднимает бокал за сыновей гармонии и за связующую их нить. Сальери в минутном порыве пытается остановить Моцарта, но уже слишком поздно, композитор выпил вино. Моцарт желает сыграть свой Requiem Сальери, который слушает музыку и плачет, но не раскаянием вызваны эти слезы, а сознанием исполненного долга. Чувствуя недомогание. Моцарт уходит из трактира. Оставшись в одиночестве, Сальери раздумывает над словами Моцарта о том, что несовместимы гений и злодейство; он вспоминает себе в оправдание легенду о том, как Бонаротти пожертвовал жизнью человека ради искусства. Неожиданно Сальери приходит мысль о том, что все это - только выдумка «тупой, бессмысленной толпы».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.