Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Значение Бородинской битвы по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)


Центральным событием романа «Война и мир» является Бородинское сражение. Это узловое событие не только в истории страны, но и в жизни главных героев. Своей задачей писатель видит показать читателю, как повлияла война и сражение на судьбу России, на поколение русских людей и как это поколение сформировало декабристов.

Для Толстого война - противное человеческой природе событие. В его описаниях битв, как правило, на поле боя господствует неразбериха, люди не отдают себе отчета в действиях, а распоряжения командующих не исполняются, поскольку доставляются на место тогда, когда обстановка уже изменилась. Писатель отрицает военное искусство, а его положительные герои не могут принять профессию «убийцы» как норму.


Военный опыт Толстого сформировал его мнение о том, что война – грязное дело и ей невозможно управлять. Свое мнение он вкладывает в уста любимых персонажей – князя Андрея и другого крайне важного для эпопеи героя – Пьера Безухова. Пьер, Андрей, Платон Каратаев и иногда Кутузов – герои, через чьи мысли передает свое мнение автор. Бородино, как центральное событие, оценивается и современниками и историками очень противоречиво. Свою позицию Толстой показывает с помощью любимых героев: когда они спорят – Толстой спорит сам с собой, хотя в итоге вывод один: Бородинское сражение было выиграно благодаря силе русского духа.

Всех героев можно рассмотреть в соотнесении с влиянием этой битвы. Каждый перед сражением заходит в свой этическо-нравственный тупик и после сражения из этого тупика выходит. Пьер переживает развод, недоволен масонами, не может найти себя, меняется после встречи с Платоном Каратаевым. Андрей в начале романа не замечает того, на что стоило бы обратить внимание – не думает о жене и сыне, ему не хватает сердечности и чувствительности понять природу выходки Наташи с Анатолем Курагиным и простить ее, он делает неверный выбор, решив не падать перед солдатами. Наташа искренне раскаивается перед Андреем за свой поступок, судит себя. Она чувствует, что переступила какую-то нравственную черту и мучается из-за этого.

Взяв 1805 год за точку отчета в романе, автор показывает, как меняются взгляды героев на значение войны, на саму войну и отношение к полководцам. Восхищение Наполеоном заканчивается у Андрея Болконского после сражения при Аустерлице. После сражения, в ходе которого он повел за собой солдат, взяв знамя, Андрей был ранен. Лежа на поле при Аустерлице он видит Наполеона, который, смотря на него, произнес «Какая красивая смерть…». Андрей почувствовал фальшь, лживое актерство Наполеона. Аустерлиц привел князя к глубокому духовному кризису.

В 1812 году он возвращается в армию уже без желания воинской славы, а из-за необходимости защищать родину. По планам сражения полк Андрея должен находиться в засаде, но он оказывается на открытой местности, поэтому, участвуя в сражении, терпит большие потери. С помощью этого факта Толстой показывает нелепость и неразбериху в сражении. Здесь е Болконский из-за собственных предрассудков, не позволяющих ему упасть на землю в присутствии простых солдат даже ради спасения собственной жизни, и получает свое смертельное ранение. Он погибает не сразу и не на поле боя. Ему дано время и возможность простить Наташу, понять что в жизни пустое. Князь Андрей проходит долгий путь от человека, восхищенного подвигами героев, жаждущего великой миссии, желавшего воинской славы до полного разочарования в войне и в целях войны, из человека тщеславного и эгоистичного превращается в того, кто умеет любить и прощать и погибает в гармонии с собой, испытав перед смертью чувство любви и всепрощения.

Необычность ракурса в описании Бородинского сражения в том, что глазами нелепого в этой битве гражданского человека - Пьера Безухова, показана сама битва, через него Толстой призывает всех сложить оружие и говорит, что это все бойня. Андрей Болконский приходит к полному отрицанию и ненависти к войне, ощущает всеобщий тотальный характер войны гораздо раньше Пьера, который в это время еще думает о мистическом значении цифр, которые предзнаменовывают ему убийство Наполеона, потому после битвы Пьер еще не тот Пьер, который будет после встречи с Платоном Каратаевым.

Не обошли перемены и Наташу Ростову. В начале романа перед нами предстает тринадцатилетняя девочка, привлекающая своим обаянием, а к 1812 году мы видим совсем другую Наташу: взрослую и ответственную. Как самое интуитивное существо в романе, она чувствует народный дух и меняется под его влиянием. Именно она перед нашествием французов добивается, чтобы на подводах Ростовых вывозили раненых. Война приносит в ее жизнь трагические события, такие как смерть Андрея и ее брата Пети. Наташа с достоинством переживает все происходящее, поддерживает Марью Болконскую, а после смерти брата – свою мать. Пройдя через все эти испытания, Ростова понимает, что в ней снова «проснулась любовь, и проснулась жизнь». В эпилоге Толстой показывает повзрослевшую Наташу, которая становится примерной матерью и женой, чей смысл жизни – любовь и семья. Именно после Бородинской битвы формируется та самая жена декабриста, которая будет готова поехать за ним в Сибирь.

Брат Наташи, один из центральных персонажей романа – Николай Ростов тоже переживает изменения. Толстой показывает, как порывистый юноша превращается в защитника отечества и проходит путь от сбежавшего с поля боя солдата до мужчины, который осознает, что его везение на поле боя не может быть вечным. Ростов – хороший человек, но именно его автор видит в качестве противника Пьера Безухова на Сенатской площади в 1825 году.

Толстой противопоставляет двух главнокомандующих – Наполеона и Кутузова. Для автора Кутузов – простой русский человек, добрый, внимательный к солдатам, которому чуждо притворство: «…по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его». Кутузов понимал, что русская армия не готова к битве и предвидел поражение. Наполеон же, напротив, показан Толстым как эгоистичный, неприятный внешне («потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами») и избалованный человек. Автор подчеркивает его аморальную суть, о чем говорит отрывок из романа, где Наполеон сравнивает кровопролитное сражение с игрой в шахматы. Отсутствие человеколюбия и сострадания приводят императора к поражению. Писатель отрицает военное искусство, поэтому показывает, насколько инертен Кутузов и тщеславен Наполеон.

Толстой скрупулезно рассматривает Бородинское сражение, как кульминационный момент романа, и героев вокруг него, чтобы показать духовные истоки персонажей. Роман в своем роде уникальное произведение не только для русской литературы, но и для мировой. Это эпопея и по своей философской наполненности и по своей многогранности не знает себе равных, будучи где-то романом о войне, очень выходит за эти рамки, представляя нам универсальную картину мира и ее осмысление писателем. После прочтения романа наше понимание этой войны, войны вообще и Бородинского сражения углубляется, хотя все-таки это событие невозможно однозначно оценить.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:11:58
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение