Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Психологизм А.П. Чехова (Школьные сочинения)


Манера Чехова-психолога заметно отличается от манеры его предшественников. Краткая форма, которую избирает для себя А.П. требует емких описаний, при этом несущих в себе глубину.

Одним из характерных для Чехова приемов изображения мировосприятия героя является описание погоды и пейзажа. Этот метод используется и в рассказе «Учитель словесности».

Время действия – поздняя весна, тот самый яркий период, когда земля и деревья покрыты первыми в году цветами, «время, когда акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха» … Состояние природы близко и к психологическому состоянию главного героя: он тоже молод и свеж, без памяти влюблен и все вокруг кажется ему идиллически прекрасным (недаром позже он сам будет сравнивать свою жизнь с «пастушьими идиллиями»).

Некоторое время спустя, в день признания Никитина, влюбленные бегут по ночным аллеям и их окружают фруктовые сады и цветы, «точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви».

Описание природы сказочно – даже цветы олицетворены – что в контексте других произведений Чехова необычно. Следовательно, необычно и состояние героя: он испытывает искреннее и всеобъемлющее счастье, которым едва ли когда-то еще были вознаграждены герои А.П.

Но вот теплые и душистые весенние пейзажи сменяются зимой, но если весна была истинно весенней, то зима случилась «вялой, без морозов», «всю ночь ветер жалобно выл по-осеннему и текло с крыш», «лед надулся и потемнел».

Изменения происходят и в мировосприятии героя: безоблачное счастье вдруг падает в его глазах, как нелепая декорация. Простые радости становятся мелкими, «положительная» жена – глупой, профессиональная деятельность – бесполезной.

Но могло ли так легко рухнуть устойчивое представление о собственной жизни как идеале земного существования? Нет, Чехов с самого начала обозначает трещины в мировосприятии героя, причем следует тому же методу – изображение через призму природы.

Единственными нарушителями спокойствия героя на протяжении всей идиллической части произведения являются представители животного мира – собаки и кошки Шелестовых. Мушка, которую в доме считают доброй, «ненавидит» Никитина

и постоянно на него огрызается. Добрый Сом также раздражает героя тем, что постоянно пачкает ему брюки. Белый кот, безмятежно спящий на груди Манюни, так же не вызывает у него ничего кроме отвращения. Эта обоюдная нелюбовь животных и главного героя становится намеком на априорную несостоятельность его счастья.

Приемы Чехова очень тонки: он пишет для внимательного читателя, но именно эта тонкость позволяет глубже погрузиться в сознание героя, получить более точное представление об его внутреннем мире. Эти особенности ставят Чехова на следующую ступень углубления психологизма в русской литературе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение