Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Д.Самойлова «Сороковые...» (Анализ стихотворения, стиха)


Война – великое орудие разрушения и трагедии, вихрем сметающее с лица земли все, что стоит у нее на пути. Страшным бедствием врываясь в судьбы людей, она мгновением обрывает множество жизней, оставляя после себя лишь слезы, боль и страдания. Множество отечественных писателей и поэтов поднимали животрепещущую тему войны в своих произведениях. Не смог ее обойти и Давид Самойлов. В одном из своих самых известных стихотворений «Сороковые», написанном в 1961 году, он повествует об ужасах минувших дней.

Давид Самойлов не понаслышке знает, что такое война. Ему пришлось не просто жить в военные годы, а побывать участником этих ужасающих событий. Прошли года, но боль в душе поэта не утихала. Уже по истечении двадцати лет он пишет стихотворение – своеобразную исповедь, где размышляет о юности, которую настигла война.


Д.Самойлов, желая поделиться с читателем той атмосферой ужаса, царившего в годы Великой Отечественной войны, использует в стихотворении не только красочные эпитеты («в замурзанной ушанке», «свинцовые, пороховые») и метафору («Война гуляет по России»), но и кольцевую композицию. Писатель начинает свой взволнованный монолог с описания обстановки тех кровавых дней:

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Неоднократно повторяющийся звук «р» в этих словах и умело использованный прием парцелляции («Просторно. Холодно. Высоко») вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды, будто человеческая жизнь раскалывается на две части – до и после войны.

Затем поэт уходит от изображения той атмосферы. Вспоминая себя в годы войны, он рисует читателю образ лирического героя – худого и задорного юношу «в своей замурзанной ушанке, где звездочка не уставная, а вырезанная из банки». Герой пытается казаться мужественным и храбрым перед молодой девушкой, старается «и больше нужного» хромать из-за ранения. Здесь есть и позерство, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказчик, будучи уже зрелым, повидавшим кровавые годы истории нашей Родины, одновременно с теплотой и болью в душе рассказывает о своей молодости, которая еще не осознавала весь трагизм происходящего и которую еще не коснулась по-настоящему война. Все это придет потом, с пережитыми годами и потерями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

В финальном четверостишии поэт вновь возвращается к началу стихотворения, к описанию происходящего. Еще сильнее и трагичнее звучат последние строчки произведения, будто Д.Самойлов вложил в них всю копившуюся у него в душе боль от несправедливости и кровавой жестокости, творившихся в мире:

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Автор в своем произведении не раз использует восклицательные предложения, чтобы выразить всю ту боль, что лежит у него на сердце. Он хочет донести до читателя мысль, что война обесчеловечивает людей, превращает их в зверей, убивающих друг друга. Однако искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Писатель призывает сохранять в себе человека каждого, кто пережил эти страшные годы, кровавыми пятнами оставшиеся на страницах истории нашей страны.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:22:42
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение