Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Вы здесь: Критика24.руШопинг

Шкатулки Федоскино. Шкатулки Палех. (Шопинг)


НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПАЛЕХ

Удивительной красоты шкатулки, будто из сказки волшебной взяты, с яркими и витиеватыми рисунками, с "живыми" цветами, распускающимися на глазах, сочные расцветки, тонкая работа - всё это о шкатулках Палех и Федоскино. А с чего всё начиналось? Какова история этого несравненного народного промысла? И почему именно эти шкатулки, на удивление, могут передаваться из поколения в поколение, при этом, нисколько не изменив свою форму, да и расцветка их не тускнеет?

Эти шкатулки ни с какими другими не сравнятся, и в первую очередь своим оформлением, а это и то, что изображено на крышке, и то что нарисовано по бокам шкатулки, и её обивка внутри, как правило, это мягкий бархат или шелковистый атлас.


Эти шкатулки вместительны, объёмны, впрочем, этим они и привлекательны. Женщины могут хранить в них свои украшения, поставив саму шкатулку на комод или в шкаф на самом виду, ведь композиция шкатулки - это, как дорогостоящая картина на стене, сразу же украшает собой интерьер комнаты, не то что полочку в шкафу. Почему так происходит? Почему эти шкатулки обладают такой магической красотой? Потому что мастера, который создают их, который разрисовывают их, который покрывают лаком и делают обивку внутри - потомственные мастера своего дела! Это мастера, чей стиль работы узнаваем сразу, ведь многие годы формировали свой талант, развивали его, чтобы потом их трудом любовались ... столетиями!

Итак, чуть подробнее о шкатулках и народном промысле Палех и Федоскино.

Шкатулки Палех. История возникновения народного промысла.

Палехская миниатюра – это традиционный народный промысел. Промысел был создан и до сих пор развивается в селе Палех, что находится в Ивановской области. Палехская лакированная миниатюра выполняется при помощи темперы и папье-маше. Как правило, роспись наносится на самые разнообразные предметы, это и заколки для галстука, и шкатулки, и броши, а также панно, кубышки, коробочки и так далее.

Немного истории.

Палехское село ещё до времён Петра Великого славилось на всю Русь иконописцами. С восемнадцатого по девятнадцатый век – это наибольший расцвет палехского искусства. Развить местный стиль росписи помогли школы московской, новгородской, ярославской и строгановской губернии.

Палешане занимались не только иконописью. Их интересовали и прочие народные промыслы, такие как, роспись и реставрация церквей, соборов, монастырей, а также монументальная живопись. Их работы можно увидеть в Грановитой палате Московкого Кремля, Новодевичьем монастыре и Троице-Сергиевой лавре.

В тысяча девятьсот семнадцатом году мастера и художники искали новые подходы к реализации своего творчества, ведь только-только закончилась революция.

Тысяча девятьсот восемнадцатый год, сами мастера и художники создали специализированную Палехскую худ. - декор. артель. Здесь занимались только росписью и только по дереву.

«Отцы Палехского стиля» - так можно назвать Глазунова Александра Александровича и Голикова Ивана Ивановича. В Москве и мастерской Голиков создал свою первую работу в палехском стиле.

Тысяча девятьсот двадцать третьего год, работы мастеров Палеха в Москве удостоились диплома второй степени. В тот момент мастера ознакомились с папье-маше, которая, уже много лет являлась основой для лаковой миниатюры Федоскино. Палешане перенесли папье-маше на традиционную для русской иконы технологию, а это тогда были, темперная живопись и стилистика изображения.

В тысяча девятьсот двадцать четвёртого году миниатюры Палеха, выполненные на папье-маше, были продемонстрированы на выставке. Тогда это был заказ Кустарного музея. Миниатюры были приняты народом «на ура».

В конце тысяча девятьсот двадцать четвёртого года, пятого декабря произошло объединение семи художников-мастеров в «Артель древней живописи». Это были Голиков, Баканов, Котухин В.В и А.В, Зубков И.И и А.И, Маркичев, а чуть позже к ним присоединились Вакуров, Зиновьев, Буторин.

Тысяча девятьсот двадцать пятый год – это значимый год для палехского искусства. В этом году миниатюры экспонировались с огромным успехом на выставке в Париже.

Тысяча девятьсот тридцать второй год. Создался союз палехских художников.

Тысяча девятьсот тридцать пятый год. Артель преобразовалась в Товарищество художников.

Тысяча девятьсот пятьдесят четвёртый год. Были созданы мастерские Художественного фонда СССР.

Двухтысячный год. Срок обучения в художественном училище длится четыре года.

Чем славится народный промысел?

Сюжеты у миниатюры самые разнообразные, и в основном взяты из жизни. Это и литература, сказки, песни и былины. Как правило, все сюжеты выполнены на чёрном фоне, а потом уже расписываются позолотой.

Лакированная живопись.

Это искусство можно разделить на несколько групп:

- стенная живопись;

- иконы;

- лакированные миниатюры.

И если с миниатюрами всё понятно, это расписные бытовые мелкие вещички, то с иконами и стенной живописью знакомы не все.

Стенная живопись.

Это создание иконостасов, которыми далее украшают храмы. Мастера также могут создавать и иконы.

Художники расписывают стены православных храмов, реставрируют их.

В общем, если говорить коротко, то эти мастера занимаются стенами храма: роспись, иконостас, иконопись, проектирование.

Иконы.

Мастера делают иконы на доске из липы, потом покрывают левкасом (алебаст), который перед покрытием разбавляют жидким клеем. И только после этого покрывают доску надписями, знаками и изображениями святых.

Мастера Палеха создают иконы мозаичного типа, живописные, скульптурные.

……

Хоть это удивительное искусство и уходит корнями в историю, а традиции его всё же сохранились.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ФЕДОСКИНО

Шкатулки Федоскино. История возникновения народного промысла.

Федоскино – это художественный промысел. Он имеет отличительную черту от прочих народных промыслов – миниатюрная роспись вручную лакированных изделий. Это своеобразная школа, обучающая мастеров письму маслом по лаку, или перламутру, или же по сусальному серебру/золоту.

Промысел славится.

Невероятно тонким письмом маслом лессировки. Как это делается? Тончайшие прозрачные слоя (или полупрозрачные) масляной краски, наносятся сверху на высохший плотный слой подкладки. Кстати, краска наносится именно при помощи разнообразных подкладок.

В федоскинском промысле существует всего два типа росписи:

- По - сквозному. То есть живопись осуществляется прозрачными красками.

- По - плотному. Живопись корпусного типа, каждая деталь тщательно прорисовывается. В итоге рисунок получается сочный, с плотным цветом, как бы отточен.

Именно тип живописи «плотный» даёт необычайно красивый эффект, так как через прозрачный слой просвечивается прокладка. Прокладка может быть из перламутра, потали, сусального серебра или же любой металлический порошок. На одну из видов прокладок наносится сразу несколько слоёв, с период на полную просушку, живописи.

Края крышки у шкатулки Федоскино и боковые стенки, как правило, оформляют или перламутром, или порошком металла, а также инкрустацией. Также используется и пластины золота или серебра. Встречаются модели шкатулок со сканью.

А вот внутренняя поверхность или же наружная часть шкатулки может быть оформлена и «под черепаху», «под слоновую кость», «под перламутр». Также очень популярны декорирования «под бересту», «под малахит» и «под шотландскую материю». Но самым любимым у покупателей является шкатулка оформленная «под красное дерево».

С чего всё начиналось?

В селе Федоскино лаковая миниатюра начала свой путь ещё в далёком восемнадцатом веке. С первых дней это было только небольшое мануфактурное предприятие. Это предприятие основал купец по имени Пётр Коробов. Своё предприятие он создал в имении под Москвой, которое нарекали просто – Данилково. Данилково располагалось смежено с селом Федоскино, и немного времени спустя они соединились.

Пётр Коробов в тысяча девятьсот семьдесят пятом году путешествовал в городе Брауншвейг, что в Германии, вот там-то его и привлекло одно расписное изделие, изготовленное на лакированной фабрике имени Иоганна Генриха Штобвассера. Коробова всегда интересовали подобные народные промыслы и он решил осмотреть фабрику. На фабрике изготавливались ещё и подносы, разнообразные декоративные тарелки, ларцы, шкатулки, табакерки …. А ещё мебель. Все изделия мастера аккуратно и скрупулёзно покрывали пейзажами, портретами, национальными рисунками.

Купив лаки, краски и наняв несколько немецких мастеров, Коробов основал предприятие по созданию табакерок. Поначалу, на табакерки просто наклеивались портреты политиков и покрывались лаком.

А уже в тысяча восемьсот восемнадцатом году предприятие было передано зятю Коробова Лукутину Петру Васильевичу. Вот он-то и перенёс предприятие в село Федоскино. Лукутин нанял большее количество мастеров и расширил ассортимент изделий. Теперь предприятие изготавливало шкатулки, папиросницы, разнообразные коробочки для мелочёвки, пудреницы и так далее. Сюжетами для росписи служили мифология, история, портрет, натюрморт, живопись.

Спустя некоторое время при фабрике открылась школа для будущих мастеров народного промысла. В тысяча восемьсот двадцать восьмом году продукция Федоскино стала клеймиться.

С тысяча восемьсот сорок первого по тысяча восемьсот шестьдесят третий год предприятие достигает наивысшего процветания. Шкатулки Федоскино, спичечницы, шахматные столики вытеснили импортный товар.

Наше время.

На сегодняшний день традиции федоскинской росписи тщательно сохраняются. Мастера создают авторские работы, в которых виден смысл миниатюры Федоскино. Главные темы – это сказки, народные песни, природа России.

Шкатулка Федоскино – тонкая работа мастера.

Шкатулка не только удобна в пользовании, но и привлекает своей уникальной красотой. Архитектурный пейзаж, а именно, Храм Христа Спасителя, который нарисован на крышке шкатулки придаёт ей некую оригинальность. Это творение имеет необычную форму, что придаёт рисунку дополнительную таинственность. Резные края шкатулки – это как - будто специальная задумка мастеров, ведь они отлично подчёркивают водную гладь. Изысканная лаковая миниатюра … Рисунок продуман до мелочей: чуть подтаявший снег, розовеющее небо над Храмом, золотые купола с крестами. Шкатулка Федоскино передаёт всю одухотворённость пейзажа настолько реально, что, кажется, если смотреть на рисунок очень долго, то можно даже почувствовать тот зимний холод, звон колоколов и шум реки.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:07:42
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение