Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» начинается и заканчивается в крепости? (ЕГЭ по литературе)


Роман "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова принято считать первым социально-психологическим романом в русской литературе. Однако особенностью произведения является не только его жанр, но и композиция: сюжет и фабула не совпадают. Отказываясь от хронологического принципа в расположении повестей, Лермонтов наиболее полно изображает психологический портрет главного героя - Григория Александровича Печорина.

Сюжет романа образует "композиционное кольцо". Действие заканчивается там же, где оно начиналось, а именно в крепости на Кавказе. Притом автор оканчивает повествование не смертью Печорина, а тем эпизод, где он, подвергаясь смертельной опасности во время опасной операции по захвату пьяного казака, всё же избежал смерти. В последней главе "Фаталист" рассматривается один из центральных вопросов романа - вера в предопределение, когда герой ставит под сомнение существование судьбе, отдавая приоритет собственным силам и интеллекту.


Таким образом, автор не снимает с Печорина ответственности за все совершённые им поступки (похищение Белы, дуэль с Грушницким, жестокий "эксперимент" над княжной Мери), признавая возможность выбора между добром и злом.

Оканчивая повествование сценой в крепости, Лермонтов вновь сталкивает Печорина с носителем чуждого ему мировоззрения - Максимом Максимычем. Это Печорин проводит эксперименты, проверяя свои философские суждения, а штабс-капитан с свойственной ему простотой замечает по поводу случая с Вуличем, что вопрос предопределённости судьбы - "штука довольно мудрёная", а позже проявляет сострадание к зарезанному шашкой казаку ( "Да, жаль беднягу" ). Данный эпизод ещё раз показывает разницу между человечным, приземлённым Максим Максимычем и главным героем, обладающим противоречивой, мятущейся душой.

Подводя итог сказанному, хочу добавить, что благодаря кольцевой композиции романа Лермонтов обнажает бесплодность исканий героя, его неспособность вырваться за рамки собственных представлений и жизни и применить во благо его недюженные способности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:36:18
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение