Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Как написать сочинение по творчеству О. Э. Мандельштама? Темы и план для сочинения, о творчестве поэта и «Тема Петербурга в лирике поэта». (Литература XX века)

Как написать сочинение по творчеству О. Э. Мандельштама? Темы и план для сочинения, о творчестве поэта и «Тема Петербурга в лирике поэта».

Осип Эмильевич Мандельштам, при рождении имел совсем другое имя – Иосиф. Будущий литературный критик и поэт родился третьего (пятнадцатого) января, тысяча восемьсот девяносто первого года, в Варшаве.


Скончался писатель в возрасте сорока семи лет, двадцать седьмого декабря, в тысяча девятьсот тридцать восьмого года, будучи в ссылке, место смерти – Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя.

Мандельштам является одним из самых значимых поэтов и эссеистов русской литературы двадцатого века!

Если задали написать сочинение, то для начала необходимо продумать тему. Предлагаем семнадцать тем для будущего сочинения.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ:

1. Гражданская поэзия Осипа Эмильевича Мандельштама.

2. Поэзия О. Э. Мандельштама и античность.

3. Петербург в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама.

4. Тема иллюзорности мира в раннем творчестве О. Э. Мандельштама.

5. Предчувствие трагического будущего в лирике О.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Э. Мандельштама революционных лет.

6. Тема революции в лирике О. Э. Мандельштама.

7. Образ космической музыки в стихотворении О. Э. Мандельштама «Шум времени».

8. Тема страха в поэтическом творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама.

9. Тема творчества в «Грифельной оде» О. Э. Мандельштама.

10. Образ века в стихотворении О. Э. Мандельштама «Век».

11. Многозначность образа хребта в стихотворении О. Э. Мандельштама «Век».

12. Ностальгия по прошлому в поэтическом творчестве О. Э. Мандельштама.

13. Философское осмысление темы человека в «Стихах о неизвестном солдате» О. Э. Мандельштама.

14. Римские мотивы в творчестве О. Э. Мандельштама.

15. Диалектика неба и земли в оде О. Э. Мандельштама «Сумерки свободы».

16. Образ воска в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама.

17. Сквозные образы в лирическом творчестве О. Э. Мандельштама.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Образ века в поэтическом творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

1. Среди русских поэтов двадцатого века О. Э. Мандельштам, одним из первых, сумел рассмотреть опасность, угрожающую человеку, которого без остатка подчиняет себе время.

2. Революцию поэт принял безоговорочно, связывая с ней представления о начале новой эры – эры утверждения социальной справедливости, подлинного обновления жизни:

«Ну что ж, попробуем, огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Земля плывёт. Мужайтесь, мужи.

Как плугом, океан деля,

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля».

3. Осознавая величие времени, поэт с надеждой и тревогой всматривается в будущее. И скоро понимает, что для торжества идей справедливости завтра, сегодня уничтожается достоинство человеческой личности. Отсюда неприкрыто резкая характеристика эпохи:

«Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своей кровью склеит

Двух столетий позвонки».

4. Так закрепляется разлад с эпохой. Мир в глазах Осипа Мандельштама теряет устойчивость; основания, на которых он держался ранее, рушатся. Появляются слова:

«Два сонных яблока у века-властелина

И глиняный прекрасный рот»,

«О, глиняная жизнь! О, умиранье века!»

5. Тема века повторяется в поэзии Мандельштама многократно:

«И меня срезает время, как скосило твой каблук»,

«Время срезает меня, как монету,

И мне уже не хватает самого»,

«Нельзя дышать, и твердь кишит червями …»

«Мне с каждым днём дышать всё тяжелее,

А между тем нельзя повременить …»

6. Но с ролью жертвы Осип Мандельштам не мог согласиться. Поэтому и заявил тем, кто надеялся увидеть его сломленным:

«И не ограблен я, и не надломлен,

Но только что всегда переогромлен –

Как Слово о полку, струна моя туга …»

И веку-волкодаву он не собирался уступать, будучи уверенным:

« …и не волк я по крови своей,

И меня только равный убьёт».

СОЧИНЕНИЕ

«Петербург в лирике Осипа Эмильевича Мандельштама»

Петербург был для О. Мандельштама городом, в котором прошли его детство и молодость. Его образ по-особому преломляется в поэтическом творчестве Мандельштама. С одной стороны, перед нами конкретный бытовой облик города. Так, в ряде стихотворений поэт упоминает Адмиралтейство, Дворцовую площадь, Казанский собор. С другой стороны, мы видим, что у Осипа Эмильевича Мандельштама, в отличие, например, от Пушкина Петербург – это город-омут, город-призрак, торжественно-державный и угрожающе гибельный.

В изображении Петербурга у Мандельштама обнаруживается перевернутость обычных представлений и ориентиров, некий космизм пространственного видения. Иногда поэт смотрит на город с высоты птичьего полёта («И распластался храм господень, \Как крестовик-паук»). Иногда наблюдает его снизу, восхищаясь совершенством зданий, как будто преодолевающих земное тяготение:

«И храм маленькое тело

Одушевленнее стократ

Гиганта, что скалою целой

К земле беспомощно прижат!»

Иной принцип пространственного видения находим в «Петербургских строфах», где взгляд скользит по панораме, вбирая широкий образ державного Петербурга. Интересно, что у Мандельштама конкретная бытовая деталь является ступенью к другому, более ёмкому и насыщенному образу. Так, например, в здании Адмиралтейства Осип Мандельштам видит сходство с фрегатом или акрополем, благодаря чему он оказывается не просто обычным строением, а явлением природного и даже стихийного порядка:

«И в тёмной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали, воде или небу брат».

В ряде произведений атрибутами петербургской темы становятся мотивы гибели и холода, войны и смерти. В частности, в стихотворении «В Петербурге мы сойдёмся снова …» мотив гибели приобретает черты космической катастрофы: гибнет источник жизни – солнце, а северная столица превращается в могилу, гробницу ушедшего в прошлое солнечного мира, на смену которому приходят траурная «январская ночь» и всепоглощающая «всемирная пустота». Осип Эмильевич Мандельштам мастерски вводит в эту картину реальные исторические приметы обезлюдевшего Петрограда двадцатых годов:

«Дикой кошкой горбится столица,

На мосту патруль стоит.

Только злой мотор во мгле промчится

И кукушкой прокричит».

Здесь Петербург уже сам по себе «тот свет», стылая и страшная преисподняя, но, с точки зрения автора, рядом с ней всё ещё продолжает существовать хрупкий и незыблемый мир духовности.

Осип Мандельштам сумел запечатлеть Петербург в монументальном слиянии природы и дел человеческих рук. Этот город, где стёрты границы между призрачностью и явью, станет в творчестве Осипа Эмильевича тридцатых годов городом ностальгии и тоски. Именно в это время в стихах Мандельштама звучат трогательные воспоминания об уютном, обжитом, сказочном Петербурге. Поэт любуется зимним городом, но слышится щемящая душу трещинка: нет пристанища скитальцу в этом благополучном городе:

«После басни, после оперы, - всё равно, куда ни шло,

Бестолковое, последнее трамвайное тепло …»

В творчестве последних лет Петербург – это жалкий и страшный мир, который словно надвигается на человека, подавляет его духовно. Здесь, видимо, сказались быт и атмосфера неблагополучного времени.

И всё же, несмотря на это, Осип Эмильевич Мандельштам будет, снова и снова, обращаться в своих стихах к городу своего детства, вести с ним свой особый сокровенный разговор.

ТВОРЧЕСТВО

Кратко о творчестве О. Э. Мандельштама.

Советский литературовед, Лидия Яковлевна Гинзбург, весь период творчества поэта делит условно на три «группы».

Период первый – «Камень».

Стихи Мандельштама сочетают в себе «суровость Тютчева» и «ребячество Верлена». Темы глубокие и поэтические, и в то же время – лёгкие и непосредственные. Слово в стихах поэта – это «камень», а сам Мандельштам – строитель и архитектор.

Второй период – «Время Тристий».

Это период длился до конца двадцатых годов и творчество можно описать, как - время ассоциаций. Каждое слово в стихах – это душа, плоть, кровь. Они парят свободно и сами выбирают своё предназначение. Стихи Мандельштама, в это же время, имеют и другой лик – парадокс и фрагментарность.

Немного позже, сам эссеист писал так: «Любое слово является пучком, смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку».

Порой, во время работы, поэт мог быстро сменить исходную тему и закончить стихотворение по-иному, а порой мог и вовсе выбросить начальные строчки, которые, казалось бы, раскрывают суть произведения. Были стихотворения у Мандельштама со сложной «конструкцией» и очень сложной, для восприятия, концовкой.

Третий период – «Культ Творчества».

Этот период длился до конца тридцатых годов, двадцатого века. Это время прорыва, и время метаморфического шифра.

Как-то Осип Эмильевич сказал: «Я один пишу с голоса». Что это значит? Сначала он, как бы проборматывал про себя стих, то есть, было только «движение губ», и только потом, на лист бумаги ложились строчки, выстраивались «двойчатки», плавно переходящие в «тройчатки». В конце концов, выстраивался зрелый стих со смыслом!

Это можно наблюдать по замечательным примерам. Где заметен этот стиль написания.

Амфибрахии тысяча девятьсот тридцать третьего года: «У нашей святой молодёжи», «В игольчатых чумных бокалах», «Люблю появление ткани», «Квартира тиха, как бумага», «И я выходу из пространства»…

Вот эти три периода выделяет в творчества Мандельштама Л. Гинзбург, а вот Н. Струве, полагает, что этих периодов было шесть. А именно:

Первый: с тысяча девятьсот восьмого по тысяча девятьсот одиннадцатый год, у поэта был «Запоздалый символизм»;

Второй: с тысяча девятьсот двенадцатого по тысяча девятьсот пятнадцатый, длился период «воинствующего акмеиста»;

Третий: период «глубинного акмеиста» длился с тысяча девятьсот шестнадцатого по тысяча девятьсот двадцать первый год;

Четвёртый: поэт был на «распутье» с тысяча девятьсот двадцать второго по тысяча девятьсот двадцать пятого года;

Пятый: «возврат дыхания» Мандельштам испытывал в период с тысяча девятьсот тридцатого по тысяча девятьсот тридцать четвёртый год;

Шестой: в этот период Осип Эмильевич пишет свои «Воронежские тетради», а это тысяча девятьсот тридцать пятый год по тысяча девятьсот тридцать седьмой.

Те, кто изучал творчество Мандельштама, уверяют, что поэт предвидел свою скорую кончину и этим предвидением пронизаны стихотворения Осипа Эмильевича. И это видно по стихотворению, который Мандельштам перевёл с грузинского языка:

«Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,

И некуда будет душе уйти от чугунного хлада –

Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.

И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой.

Не будет процессии. Меня не украсят фиалки,

И девы цветов не рассыплют над черной могилой…»

Автор - Н. Мицишвили

До сих пор неизвестно, где находится могила Мандельштама. Есть предположения, что могила находится там, где старый крепостной ров, что проходит вдоль речки Саперки, которая спрятана в трубу. На данный момент – это аллея, по улице Вострецова, Моргородок, Владивосток.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:12:31
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение